Новым генеральным прокурором Украины стала Ирина Венедиктова, которая до этого исполняла обязанности руководителя Государственного бюро расследований (ГБР). На предыдущем месте работы Венедиктова «кошмарила» Петра Порошенко, расследовала коррупцию экс-вице-президента США Джо Байдена и публично критиковала закон об амнистии участников «революции достоинства». В лагере еврооптимистов ее назначение воспринимают как очередное доказательство «реванша диктатуры».
После увольнения Руслана Рябошапки должность генерального прокурора должен был занять Сергей Ионушас — заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности и юрист студии «Квартал 95», которую основал Владимир Зеленский. Президент даже успел предложить его кандидатуру на заседании фракции «Слуга народа».
Голосование в Верховной раде казалось простой формальностью, но что-то пошло не так. Вместо Ионушаса офис генпрокурора (ОГП) возглавила Ирина Венедиктова.
Возможно, отдавая ей предпочтение, Зеленский руководствовался той же логикой, что и при формировании нового правительства. В Кабмине Дениса Шмыгаля оказалось немало людей, которые пришли из реальных секторов экономики, медицины, юриспруденции, а не из сомнительных «грантоедских» организаций.
С точки зрения профессиональных качеств Венедиктова выглядит более предпочтительным кандидатом, чем Ионушас. Список регалий у нее внушительный: доктор юридических наук, профессор, вице-президент Фонда медицинского права и биоэтики, арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины и так далее. Корпоративный юрист «Квартала» ничем подобным похвастаться не может.
При этом Зеленский не сомневается, что Венедиктова — тоже «его человек». О высоком уровне доверия президента говорит хотя бы тот факт, что новый генеральный прокурор шла третьим номером в избирательном списке «Слуги народа» (то есть стояла выше, чем тогдашний руководитель предвыборного штаба Александр Корниенко, нынешний глава фракции Давид Арахамия и многие другие). Да и ГБР она возглавила по протекции Зеленского.
Еще одно ее конкурентное преимущество — молодость. 41-летняя Венедиктова вполне удовлетворяет общественному запросу на новые лица.
Хотя противники нынешней украинской власти из прозападного лагеря уверены, что симпатичное «новое лицо» генеральной прокуратуры еле сдерживает злобный оскал «режима Януковича».
О глубине недовольства «соросят» и «порохоботов» можно судить по истеричным воплям экс-спикера парламента Андрея Парубия: «Еще на выборах я предупреждал, что Зеленский — это модернизированный Янукович. Сегодня Зеленский пытается реализовать план Путина в Донбассе и план [заместителя главы администрации президента Януковича Андрея] Портнова внутри страны. Все патриотические государственнические украинские силы должны встать бок о бок, чтобы устранить этот режим! Не допустим реванша!»
Сторонникам Петра Порошенко зачастую не нужны поводы, чтобы кричать о «капитуляции», «зраде» и «реванше». Но назначение Венедиктовой для них действительно тревожный звоночек.
«Соросята» и «порохоботы» возбудились еще в январе, когда первым заместителем директора ГБР стал бывший адвокат Януковича Александр Бибиков.
То есть защитник «кровавого режима» оказался в руководстве органа, который занимается расследованием всех дел майдана.
Исправить этот кадровый «косяк» возмущенная общественность требовала лично от Зеленского. По законам жанра, Венедиктова должна была покаяться перед родственниками «героев небесной сотни» и вымести Бибикова из ГБР поганой метлой. Но вместо этого она нанесла еще один болезненный удар по майданному лагерю — заявила о желании отменить закон об амнистии от 21 февраля 2014 года, который освобождает «революционеров» от ответственности за целый ряд тяжких и особо тяжких преступлений.
Тогда и начались разговоры, что хотя бы у одного представителя Зе-команды есть «мужское достоинство». По иронии судьбы, этим представителем оказалась женщина.
Деятельность Венедиктовой приободрила тех, кто надеется увидеть за решеткой пятого президента Украины и его ближайших подельников. Следователи ГБР буквально «бомбардировали» Порошенко вызовами на допрос, которые он игнорировал. Дело в итоге дошло до санкции суда на принудительный привод.
Позже появилась информация, что подопечные Венедиктовой уже собирались вручить первое подозрение Петру Алексеевичу, но документ не подписал генпрокурор Рябошапка. Давид Арахамия предположил, что это событие и стало триггером для увольнения генерального прокурора.
Очевидно, теперь Порошенко стоит готовиться к худшему. Не факт, что дело дойдет до обвинительного приговора и тюремного заключения, но беспечная улыбка с его лица пропадет.
Имя еще одного человека, для которого назначение Венедиктовой стало плохой новостью, известно далеко за пределами Незалежной. Речь идет о бывшем вице-президенте США Джо Байдене — кураторе украинского направления в администрации Барака Обамы.
После прошедших праймериз Демократической партии во Флориде, Аризоне и Иллинойсе окончательно прояснилось, что именно он будет противостоять Дональду Трампу на президентских выборах. И нынешний хозяин Белого дома наверняка не оставит попыток раздобыть убийственный компромат на «сонного Джо».
До недавнего времени расследование коррупции семейки Байденов на Украине осложнялось тем, что генеральным прокурором был человек, близкий к американским демократам.
Как поведет себя Венедиктова? Трудно сказать, но под ее руководством ГБР недавно открыло уголовное дело в отношении экс-вице-президента США.
Во время «смотрин» в Верховной раде новому генпрокурору задали вопрос: дескать, не желает ли она пересмотреть свою позицию по закону об амнистии майдановцев? В подобных ситуациях соратники Зеленского зачастую начинают извиняться, говорить, что их не так поняли. «Порохоботы» наверняка этого ожидали.
Тем сильнее было их бешенство, когда Венедиктова на голубом глазу сказала, что ее поняли правильно: закон об амнистии противоречит уголовно-процессуальному кодексу и мешает объективному расследованию преступлений, совершенных на Майдане.
Упомянутый закон логичнее называть законом о закреплении результатов государственного переворота. Свергнув Януковича, Верховная рада Украины первым делом выдала индульгенцию всем «революционерам», которые заслуживали длительных тюремных сроков. Им сошли с рук грабежи, разбои, похищения людей и даже убийства.
Призывы отменить амнистию 2014 года равноценны призывам пересмотреть итоги майдана.
Раньше эта позиция была уделом маргиналов вроде адвоката Януковича Виталия Сердюка — сегодня с ним фактически солидаризуется генеральный прокурор.