Между Россией и Беларусью снова публично «искрит». Очередной скандал возник на пустом месте, не имел никаких серьезных последствий, но регулярность подобных инцидентов негативно сказывается на интеграционных переговорах в Союзном государстве. Официальный Минск обвиняет российскую дипломатию в незнании «специфики страны» и при этом сам игнорирует политическую культуру российских элит, которые не приемлют переговоров по спорным вопросам методом публичной перепалки.
На прошлой неделе Михаил Бабич дал большое интервью РИА Новости об отношениях России и Беларуси. В этом интервью посол РФ в Минске в очередной раз высказался о дальнейшей интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.
Бабич вновь подчеркнул, что Россия никогда не ставила и не ставит вопрос о включении в свой состав Беларуси. Москва ценит и уважает белорусский суверенитет, более того, всегда готова прийти на помощь белорусам, чтобы его отстоять.
При этом Бабич четко выразил российскую позицию по тем спорным экономическим вопросам, которые сохраняются в отношениях России и Беларуси. Россия не намерена покупать белорусские НПЗ в качестве компенсации за последствия налогового маневра, потому что российским инвесторам белорусские нефтеперерабатывающие предприятия не интересны.
Россия остается основным внешнеэкономическим партнером Беларуси. Если исключить перепродажу российского угля и нефтепродуктов, получаемых из беспошлинной российской нефти, то на долю России по-прежнему приходится более половины белорусского эксперта.
Это стандартное для посла интервью Бабича вызвало неожиданно резкую не столько по содержанию, сколько по тону реакцию белорусского МИД.
Пресс-секретарь министерства иностранных дел Беларуси Анатолий Глаз обвинил российского посла в неуважении к белорусам и назвал его «подающим надежды бухгалтером».
«Отношения между нашими странами и народами гораздо более глубокие и всеобъемлющие, нежели искусственный, подтасованный набор цифр, за которые регулярно хватается российский дипломат. Но это его право — определять для себя планку, которая превращает его в счетовода либо в подающего надежды бухгалтера», — сказал Глаз и порекомендовал Бабичу глубже вникать в специфику Беларуси, познакомиться с историей страны и «проявить немного уважения».
Разумеется, начался дипломатический скандал. Замглавы МИД РФ Григорий Карасин потребовал уважения к представителю России в Минске. Посла Беларуси в Москве Владимира Семашко вызвали за объяснениями на Смоленскую площадь.
Тут же полезла на поверхность всякая националистическая «пена»: белорусские оппозиционеры не упустили возможности вбить клин в российско-белорусские отношения и призвали выдворить Михаила Бабича из Беларуси.
Никаких последствий, впрочем, их дурная активность не имела, да и вообще скандал быстро сошел на нет и видимого воздействия на российско-белорусские отношения не оказал. Лучше всех инцидент подытожил сам посол России в Республике Беларусь.
«Это выпад далеко не первый, слышали мы выпады и более острые, и более резкие. Я уверен, что как работали, так и будем работать», — сказал Михаил Бабич. Слова представителя МИД Беларуси он объяснил тем, что «эмоции взяли вверх», и выразил уверенность, что проблем в российско-белорусских отношениях из-за случившегося выяснения отношений не возникнет.
Однако отнестись к дипломатической пикировке как к досадной случайности, которую правильнее всего поскорее забыть, мешает упомянутая послом регулярность подобных скандалов.
Вредны не сами по себе мини-скандалы и мелкие стычки, а именно их регулярность. Причем опасность состоит не в том, что они дают «фактуру» для разнообразных «змагаров», прозападных СМИ, сидящих на американских грантах НКО, и прочих ненавистников союза России и Беларуси.
Другое дело, что в этих самых российско-белорусских отношениях создается негативный эмоциональный фон, и договариваться становится сложнее.
Такая ситуация никак не идет на пользу национальным интересам не только России, но и самой Беларуси.
Внешняя политика Минска имеет прагматическую основу. Она выстраивается на экономических интересах. Приоритет для белорусского дипломата — расширить возможности для белорусского экспорта, открыть для отечественных товаропроизводителей новые рынки сбыта, способствовать подписанию выгодных контрактов. Именно поэтому белорусская внешняя политика и сам лидер страны отличаются поистине ангельским терпением, скажем, к Вильнюсу, который ведет дипломатическую войну со стратегическими проектами республики и открыто поддерживает финансово и политически местную оппозицию.
Тем не менее такой прагматический подход всяко лучше иррационального камлания Западной Европы про «политику ценностей», не говоря уже о еще более иррациональных фобиях Восточной Европы насчет «сдерживания русской угрозы».
Однако регулярные публичные пикировки с Россией выполнению экономических задач внешней политики Беларуси на российском направлении не только не способствуют, но исключительно вредят.
Спорные вопросы в российско-белорусских отношениях объективно существуют. Но перенос этих проблем в публичную плоскость, да еще на повышенных тонах, не поможет договориться. Такой подход может только углубить разногласия.
Белорусская тактика последнего времени в России наталкивается на культурный барьер. Урегулирование противоречий путем публичных скандалов идет вразрез с политической культурой российских элит. В их среде неприемлемо выносить свои переговоры на публику и устраивать друг с другом веселую перебранку на радость толпе. Это табу. Такое поведение — это Украина и 90-е; за него во властных кругах можно стать нерукопожатным.
В том числе благодаря близости культур России и Беларуси удалось создать и десятилетиями защищать ото всех нападок Союзное государство. Тем досаднее выглядят такие инциденты, как скандал на пустом месте. В российско-белорусских отношениях эти скандалы создают очень нехорошее настроение. С таким настроением белорусы в Россию ни трактор, ни комбайн, ни Viber не продадут.