Акция портала RuBaltic.Ru «Почтовый ящик в поддержку Юрия Меля» вызвала интерес как обычных калининградцев, так и представителей региональной власти. Публикация видеообращений в поддержку Юрия Меля активизировала среди калининградских политиков дискуссию о том, как помочь земляку выйти на свободу из литовской тюрьмы. О своем отношении к преследованию Юрия Меля и предлагаемых мерах помощи арестованному в Литве российскому офицеру RuBaltic.Ru рассказал депутат Калининградской областной думы, председатель регионального отделения ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) Олег УРБАНЮК.
— Г-н Урбанюк, Вы приняли участие в акции портала RuBaltic.Ru и записали обращение к Юрию Мелю, в котором осудили действия литовских властей. Как Вы считаете, такие общественные акции окажут влияние на литовское правосудие?
— Это, наверное, единственный путь, по которому необходимо идти. Важно обращать внимание не только литовских властей, чинящих такой беспредел, но также и мировой общественности. Об этом должны знать, но мы в последнее время наблюдаем, что на это дело закрывают глаза. Даже в России о нем говорят все меньше.
Тем не менее мы все равно должны оказывать поддержку Юрию Мелю. Таким образом, я считаю, это может на что-то повлиять.
— На Ваш взгляд, что еще могут сделать калининградцы, чтобы помочь соотечественнику, попавшему в тюрьму за рубежом?
— Безусловно, необходима моральная поддержка. Человек не должен чувствовать, что его бросили. Это похоже на ситуацию с Марию Бутиной. Ведь в Соединенных Штатах просто ни за что пострадала девушка, которая теперь находится в тяжелейшей ситуации.
И наш Юрий Мель тоже ни за что находится в застенках уже очень долгое время.
Поэтому демонстрировать ему поддержку крайне необходимо. Нужно, чтобы Юрий Николаевич эту поддержку ощущал, а также чтобы к этой проблеме привлекалось больше внимания.
— Должны ли калининградцы устраивать митинги, например, напротив Генерального консульства Литовской Республики?
— Почему бы и нет?
В литовском консульстве в Калининграде должны постоянно иметь в виду, что мы об их произволе над нашим земляком не забыли и не забудем.
К примеру, мой коллега по депутатскому корпусу Андрей Колесник предложил назвать улицу возле литовского консульства в честь Юрия Меля. Так же скажу: почему бы и нет?
— Как Вы считаете, реально ли осуществить это переименование?
— Если соблюсти предусмотренные законом юридические процедуры, то, думаю, большого труда это не займет. Я к этой инициативе отношусь положительно.
В Соединенных Штатах Америки какой-то «пятачок» возле нашего посольства назвали в честь Бориса Немцова. Они сами дали нам пример.
— На заседании дискуссионного клуба RuBaltic.Ru, которое прошло 14 февраля в Калининграде, прозвучали призывы к калининградцам бойкотировать Литву и оставить ее бюджет без доходов от туризма. Насколько это реально и как такие призывы могут отразиться на туристической отрасли Литвы и литовском бизнесе?
— В этой ситуации парадоксально то, что народ Литвы, к счастью, не думает так, как правительство.
Ведь правительство Литвы — запрограммированные пешки, которые все решают по указке из-за океана.
К чести литовского народа, они к нам приезжают, и у нас сложилось прекрасное общение. Так что население в данном случае не виновато.
С соседями нужно поддерживать отношения, поэтому бойкот ни к чему хорошему не приведет. Здесь остается только ждать решения правительства. Представители правительства Литвы и так уже уши себе отморозили с газовыми вопросами.
— Как раз по поводу газа. В январе в Калининграде был введен в эксплуатацию терминал по приему сжиженного газа. Теперь область стала независимой от газопровода через Литву. Можно ли считать этот шаг подготовкой к «серьезному разговору» с Литвой, которая на протяжении последних лет проводит крайне русофобскую политику и выступает главным антироссийским провокатором в ЕС?
— Верно, Литва проводит русофобскую политику, и нам — эксклавному региону — это прекрасно видно. Калининградская область должна обеспечить свою безопасность, включая энергетическую. В конечном итоге федеральный центр позаботился о безопасности региона.
Россия не знает черту, до которой может дойти литовское правительство. И чтобы не оказаться в ситуации, когда Вильнюс перекроет кран, была обеспечена энергетическая безопасность Калининградской области.
— Вы заявили, что народ и власть в Литве существуют отдельно друг от друга и что последним диктуют свою волю США. Значит ли это, что частный случай с Юрием Мелем необходимо решать в том числе и с американским правительством?
— Это все прекрасно понимают. Это как в басне Ивана Крылова про слона и моську. Наших заокеанских, как выражается президент России, «коллег» и «партнеров» устраивает эта моська в виде Прибалтийских стран, которая лает на слона.
Что же касается народов этих государств, то у России с ними прекрасные отношения.
— Может, были примеры, когда Вам приходилось сталкиваться с тем, как литовская общественность предпринимала негативные действия в адрес России и россиян?
— Никогда. Мы встречаемся, поздравляем друг друга. К примеру, 15 февраля было 30 лет с момента вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Ребята из Литвы также проходили там службу, поэтому у нас с ними прекрасные взаимоотношения, приезжаем друг к другу в гости. Негативное отношение на бытовом уровне и в общении абсолютно отсутствует.
— В 2001 году был создан Форум парламентариев Сейма Литовской Республики и Калининградской областной думы, но, насколько мы знаем, он уже почти 10 лет не функционирует. Тем не менее нет ли у областной думы планов выступить в защиту Юрия Меля по линии парламентских связей?
— Этот вопрос необходимо обсудить с комитетом по международным отношениям и безопасности. Я считаю, что чем больше площадок, на которых мы можем общаться, дискутировать, высказывать свое мнение, тем лучше для решения проблемных вопросов.
— Есть ли внутри Калининградской областной думы дискуссия по проблеме удержания Юрия Меля, или позиции депутатов сходятся по этому вопросу?
— Наша областная дума в полном составе выступает против его незаконного удерживания и может выступить в поддержку Юрия Меля.
— Рассматриваются ли перспективы привлечения международных правозащитных организаций к процессу? Вынесения вопроса на уровень ЕС, ООН, ОБСЕ?
— В данном случае необходимо, чтобы юристы проработали этот вопрос. Я сторонник того, чтобы использовать любую возможность обозначить эту проблему, и чтобы она не замалчивалась, а обязательно решалась.
— Присутствует ли поддержка федерального центра в процессе решения сложившейся проблемы?
—. В силу специфичности ситуации мы не обо всем можем говорить. Но мы поддерживаем контакты с силовыми структурами, ищем пути решения.
— Рекомендовали бы Вы российским офицерам посещать Литву?
— В связи с этой ситуацией, не зависящей от нас, я бы советовал им, к сожалению, воздержаться, пока не закончится эта русофобская политика.