В Вильнюсе в президентском дворце состоялась церемония передачи Литве Акта о независимости 1918 года. Литовские власти получили от Германии оригинал документа на временное ответственное хранение с целью его экспонирования в год столетия «восстановления» Литовского государства.
Оригинал или копия?
Речь идет о рукописном документе, который был обнаружен литовским историком в 2017 году в Политическом архиве Министерства иностранных дел Германии в группе дел «Будущее балтийских провинций: Литва». Текст декларации о независимости Литвы на немецком языке соседствовал с литовским вариантом от 16 февраля 1918 года со всеми двадцатью оригинальными подписями.
В Литве поспешили заявить об аутентичности документа, так как «все Акты о провозглашении независимой Литвы, разосланные Верховной Тарибой, включая и документ, отправленный кайзеровской Германии, тоже оригиналы». На что глава Федерального архива Германии Михаэль Хольман в интервью немецким СМИ пояснил, что это копия.
Всё это не помешало литовским властям заявить о необходимости «принять все меры для возвращения оригинала на родину». Литва официально обратилась к Германии с просьбой передать Акт о независимости его правообладателю.
В Берлине отказались это делать, сославшись на недавно обновленный закон о федеральном архиве, который запрещает передавать архивную собственность ФРГ.
Сам же литовский оригинал Акта о независимости от 16 февраля 1918 года, имеющий для Литвы особое политическое значение и хранившийся до 1940 года в архиве президентского дворца в Каунасе, считается утерянным с момента вступления Литвы в 1940 году в состав СССР. Существует только одна его фотокопия.
Как принимался Акт о независимости?
В сентябре 1917 года Германия на оккупированных территориях Литвы создала подконтрольный Берлину орган самоуправления — Литовский совет (Тарибу) во главе с Антанасом Сметоной. В современной истории Литвы принято считать Тарибу, несмотря на присутствие в тот период в стране кайзеровских войск и оккупационную администрацию, прообразом «независимого» правительства.
Чтобы оградить себя от влияния революционных событий в России (7 ноября 1917 года большевики свергают Временное правительство — прим. RuBaltic.Ru), Совет по указке Берлина 11 декабря 1917 года провозгласил восстановление Литовского государства и принял акт «О вечных союзных связях Литовского государства с Германией». Документ также предусматривал заключение военной конвенции о транспортном сообщении и создание таможенного союза с введением единой валюты. В его основу легли договоренности, достигнутые в ходе встречи 1 декабря 1917 года в Берлине представителей Тарибы с рейхсканцлером Георгом фон Гертлингом.
В дальнейшем именно этот вариант декларации, где первым пунктом провозглашалась независимость и разрыв связей с Россией, а вторым — вечный союз с Германией со всеми вытекающими последствиями, сыграл важную роль в ходе переговоров в марте 1918 года в Бресте с советской делегацией, еще больше укрепив переговорные позиции немецкой дипломатии.
В итоге Советской России были навязаны крайне невыгодные условия мирного договора.
Вместе с тем руководство Германии, которое всецело было поглощено военным наступлением на восточном фронте, не придавало особого значения борьбе за влияние внутри Тарибы, а также ее заявлениям. Под давлением радикального крыла Совета 16 февраля 1918 года был принят новый Акт о независимости Литвы, в котором уже не шло речи о военном договоре с Германией. В документе лишь содержался призыв к правительствам Германии и Советской России признать восстановление независимого Литовского государства. В свою очередь Германия выдвинула условие признания только на началах, которые зафиксированы в декабрьской декларации.
В итоге Тариба согласилась на немецкие условия, заявив, что декларации не противоречат одна другой, а лишь дополняют друг друга. В подтверждение и был выслан в Берлин второй вариант декларации в качестве приложения к первоначальному документу.
В марте 1918 года Германия признала новое Литовское государство, а в июне этого же года его королем был избран немецкий принц Вильгельм из рода фон Урах. Но и здесь последнее слово было за немецкими военными оккупационными властями, которые выразили недовольство по поводу того, что королем стал не представитель династии Гогенцоллернов. В ноябре 1918 года Тариба отозвала свое решение о монархическом строе, а Вильгельм так и не был коронован. Формально будучи королем около ста дней, он ни разу в жизни не побывал в Литве. Всё это свидетельствует о том, что Совет не был самостоятелен в своих решениях, а «независимая» Литва продолжала оставаться марионеточным государством, находясь под контролем Берлина.
Какую ценность представляет Акт о независимости?
Документ, по сути, имеет символическое значение. Как показывает история, сами же литовцы спустя восемь лет отказались от ранее провозглашенных демократических ценностей, сделав выбор в пользу диктатуры. В 1926 году в результате военного переворота в Каунасе, совершенного группой офицеров при поддержке консервативных политических сил, было свергнуто законно избранное правительство левоцентристской коалиции. В стране воцарилась на ближайшие четырнадцать лет диктатура Антанаса Сметоны, прошедшего путь от председателя Тарибы в 1917 году до единоличного правителя.
Культ личности сопровождался всеми необходимыми атрибутами: репрессиями и преследованием политических оппонентов. Были расстреляны лидеры Коммунистической партии Литвы, а тысячи активистов оказались в тюрьмах.
Выборы, референдумы, многопартийность и свобода слова остались в прошлом. Литовцы в одночасье лишились демократических завоеваний из-за решения руководителя страны оградить их от левых идей. Тем более что неизвестно, к чему могла бы привести демократия на выборах. От населения Литвы в то время требовалась полная сплоченность и мобилизация, а свобода мнений в условиях продолжающейся оккупации Польшей Виленского края была однозначно вредна.
Правление Сметоны закончилось для страны очередной катастрофой и предательством национальных интересов. В марте 1939 года в качестве руководителя Литовского государства он подписал договор между Литовской Республикой и Германским рейхом о передаче Клайпеды и Клайпедского края (пакт Урбшиса — Риббентропа).
Такой поступок неудивителен, ведь литовский лидер стал руководителем Тарибы в 1917 году не путем всенародных демократических выборов, а в результате тщательного отбора немецкими кураторами, как и, впрочем, остальные двадцать подписантов, для которых условием попадания во власть стала полная лояльность Берлину.
Таким образом, даже по истечении более чем двадцати лет Антанас Сметона, как показывает история, сохранил верность Германии, продолжая действовать в ее интересах.
Утраченные границы Литвы восстанавливал уже СССР. В октябре 1939 года в Москве между министром иностранных дел Литвы Юозасом Урбшисом и народным комиссаром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым был подписан договор «О передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой». Клайпеда же вошла в состав Литовской ССР в 1948 году.