Посол Беларуси в Литве Александр Король предупредил о возможном уходе белорусского транзита из Клайпеды из-за заявлений литовских властей о нежелательности сотрудничества с Беларусью. Это далеко не первое такое сообщение от представителей официального Минска, однако в нынешней ситуации Вильнюсу стоит отнестись к нему куда более серьезно, чем к предыдущим: сегодня Россия сама взяла курс на вывод транзита из Прибалтики и готова предложить белорусским грузоперевозчикам конкурентоспособную альтернативу.
Возможность ухода белорусских грузов из Клайпеды из-за антибелорусской политики руководства Литвы с большей или меньшей интенсивностью обсуждается уже много лет. Сейчас об этом заговорил посол Беларуси в Литве Александр Король.
В интервью газете «Литовский курьер» Король сказал, что, несмотря на то что Беларусь устраивают условия работы с Клайпедским портом, в Минске «с грустью» воспринимают заявления литовских политиков и чиновников «о нежелательности сотрудничества с Беларусью, а также рекомендации “более тщательного выбора бизнес-партнеров и поставщиков”».
Белорусский посол заявил, что предприятия Беларуси регулярно получают выгодные предложения от латвийских и российских портов, намекнув тем самым, что на Клайпеде свет клином не сошелся и белорусским грузоперевозчикам есть из чего выбирать.
«Безусловно, наши предприятия также внимательно прислушиваются к подобного рода рекомендациям, и у них возникают закономерные вопросы, насколько долговечными могут быть взаимоотношения с [литовскими] партнерами при таких заявлениях и подходах», — отметил посол Республики Беларусь в Вильнюсе.
Одновременно с недвусмысленным намеком Александра Короля на возможный уход Беларуси из Клайпеды транзитная отрасль Прибалтики получила несколько других неприятных сигналов.
Во-первых, первая пробная партия белорусских нефтепродуктов отправилась в этом месяце в российскую Усть-Лугу вместо портов Прибалтики. «Обкатывается» новый маршрут: железнодорожные пути, склады хранения, перевалка. В следующем году по этому маршруту пройдет уже миллион тонн белорусских нефтегрузов.
После того как новое направление будет освоено, тарифы с российскими портовиками и железнодорожниками согласованы, а все нюансы, как технические, так и финансовые, улажены, Беларусь будет иметь все условия, чтобы безболезненно для себя переориентировать транзит с Клайпеды на Россию.
Во-вторых, руководство петербургского порта «Бронка» анонсировало строительство нового железнодорожного парка, который позволит переориентировать с Прибалтики на Россию сыпучие грузы. В парке будет предусмотрена перевалка минеральных удобрений, чугуна, зерновых в контейнерах.
То есть появится новая техническая возможность обслуживать не только белорусские нефтепродукты, но и белорусские калийные удобрения.
В-третьих, российская политика переориентации своего транзита на отечественные порты всё более бьет по портам Латвии и Эстонии. Латвия за 9 месяцев этого года недосчиталась 50 миллионов евро из-за потери российских грузов. Грузооборот Таллинского порта безостановочно сокращается несколько лет подряд — за 10 месяцев этого года он снизился еще на 9,2%.
Новый железнодорожный парк в петербургском порту позволит России ежегодно забирать из портов Латвии и Эстонии по 5–8 миллионов тонн грузов. Для этого его и строят. При этом возможности для переориентации транзита появляются не только у России, но и у Беларуси.
К намекам представителей официального Минска на возможный уход белорусского транзита из Клайпеды литовским властям стоит отнестись серьезнее, чем когда-либо прежде.
В предыдущие годы Беларусь многократно не просто намекала, а прямо грозила увести из Литвы свои грузы, если Вильнюс не прекратит агрессивно антибелорусскую деструктивную политику. Причем не на уровне посла, а на уровне главы государства.
«Если мы будем видеть со стороны наших партнеров в Литве, в Латвии человеческое отношение — а мы этого заслуживаем: мы им деньги даем, товары свои переваливаем, даем своим людям работу, — если они с благодарностью будут вести себя в отношении Беларуси, мы с ними готовы сотрудничать. У нас нет какой-то заданной политики: плохие литовцы, плохие латыши, завтра пойдем к россиянам. У нас этого нет. Мы будем исходить из того, как организует свою политику внешнюю и внутреннюю по отношению к нам литовское и латвийское руководство», — говорил несколько лет назад президент Беларуси Александр Лукашенко.
При этом Лукашенко заявлял: «Мы прорабатываем и другие альтернативные варианты. Как только договоримся по портам Ленинградской области, в Украине по тарифам, мы, конечно же, яйца в одну корзину класть не будем».
Пока новые порты на Северо-Западе России не были построены, в Вильнюсе могли себе позволить просто отмахиваться от слов белорусского президента. Мало ли что там будет в будущем. В настоящем же у Беларуси нет реальных возможностей увести свой грузопоток из стран Балтии. Логистическая инфраструктура Ленинградской области пока не соответствует белорусским потребностям, поэтому единственное альтернативное направление для Беларуси — Калининград, а в этом вопросе уже Литва хозяйка.
Захочет — тарифы на перевозку установит такие, что для экспортеров перевозка грузов через Калининград будет равносильна банкротству.
Захочет — будет неделями «мариновать» белорусские грузы на таможне. Под какими угодно предлогами.
Захочет — вообще железную дорогу разберет, как разобрала железную дорогу с Мажейкяйского НПЗ в Латвию. Тоже скажет: «Ремонт!»
За отсутствием России как реальной альтернативы, Минску оставалось только грозить перенаправить свои грузы с Клайпеды на Вентспилс и Ригу, что политически означало переливать из пустого в порожнее. Потому что Латвия хоть и более конструктивна в отношении Беларуси, чем Литва, но тоже входит в Евросоюз и НАТО; подчиняется тем же подразделениям Госдепартамента США и вопросах «большой политики», будь то введение санкций против «последней диктатуры Европы» или маневры НАТО у белорусских границ; голосует, как все, и никакого конструктива в отношении Минска себе не позволяет.
Поэтому Литва могла смело, не опасаясь реальных последствий для себя, нарушать неприкосновенность белорусской границы (так называемый «плюшевый десант»), добиваться введения санкций, обучать белорусскую оппозицию «цветным революциям» на базе Европейского гуманитарного университета и объявлять информационную войну Белорусской АЭС. Деваться белорусскому транзиту всё равно было некуда.
Но те благословенные для Вильнюса времена канули в Лету.
Россия, окончательно убедившись в неадекватности прибалтийских партнеров, не только себя, но и Беларусь избавила от необходимости с ними взаимодействовать, ликвидировала монополию Прибалтики на порты и создала им альтернативу в своем Северо-Западном регионе.Новая транспортная инфраструктура в Усть-Луге, Выборге и Приморске — это настоящее, а не будущее. Будущее наступило, и угрозы официального Минска забрать свой транзит из Клайпеды в ответ на антибелорусскую политику Литвы сегодня реальны, как никогда.
Читайте также:
Беларусь начала экспортировать нефтепродукты в обход Прибалтики
Консул Беларуси в Клайпеде: риторика Грибаускайте тормозит наше сотрудничество с Литвой
Переключение белорусских грузов на порты России — вопрос экономики, а не политики
«Большая часть белорусских нефтепродуктов уйдет из Прибалтики в течение пяти лет»
Литва похоронила мечты о «морской державе»
В Прибалтике считают убытки от потери транзита