×
Политика Политика

Литва на страже ценностей ЮНЕСКО

Источник изображения: volshebnaya-planeta.ru

Президент Литвы Д.Грибаускайте по случаю 70-летия основания Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла участие в мероприятиях в штаб-квартире организации в Париже.

Какой же вклад внесла Литва в популяризацию этой международной организации и распространение ее ценностей?

На протяжении последних нескольких лет Литва в области сохранения всемирного культурного наследия проводила спорную политику, которая не только вызывала критику со стороны ученого мирового сообщества, но и оказалась в фокусе самого руководства ЮНЕСКО. Вильнюс вел реальную работу на уровне министерств и самоуправлений по продвижению проекта по строительству моста, который соединил бы материк с уникальным природным заповедником, расположенным на Куршской косе, являющейся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект в интересах крупного бизнеса был призван разгрузить акваторию залива, убрав паромную переправу для обеспечения свободного доступа судна-газохранилища к расположенной в порту Клайпеды газораспределительной инфраструктуре.

Планы литовских властей стали настолько резонансными, что вызвали широкую дискуссию не только в литовском обществе, но и за пределами страны. Постоянный представитель Литвы при ЮНЕСКО Арунас Гелунас назвал эти планы ошибкой, спрогнозировав реакцию ЮНЕСКО в виде «направления международной миссии экспертов, которая установит размер воздействия и ущерба». В свою очередь советник генерального директора ЮНЕСКО Г.Юшкявичюс призвал литовские власти «оставить в покое Куршскую косу, так как строительство моста, несомненно, нанесет экологический ущерб, и, как следствие, коса перестанет быть объектом всемирного наследия». 

В самой Литве директор литовского национального парка «Куршская коса» Ашур Фесер заявила о том, что «реализация правительственных планов приведет к потере первозданности территории и поставит уникальный природный объект в один ряд с такими растиражированными туристическими курортами, как Паланга или Швянтойи».

Однозначно негативные внешние и внутренние сигналы должны были бы дать президенту Д.Грибаускайте пищу для размышления с последующим закрытием скандальной темы и переключением на более насущные, повседневные внутренние вопросы (борьба с бедностью, безработицей, смертностью и т.д.). Вместо этого с ее подачи в СМИ была раскручена антироссийская кампания, где критика мировой общественности была названа «российской пропагандой» с целью срыва строительства плавучего терминала сжиженного природного газа в Клайпеде. При этом Литва напирала на то, что раз Клайпеда и Нида находятся в ее юрисдикции, значит, у себя можно делать все, что угодно.

Куршская коса – это уникальный, не имеющий мировых аналогов природный заповедник, разделенный между Россией и Литвой. Коса состоит из песка, покрытого тонким растительным слоем. На ее территории сохраняются редчайшие, вымирающие виды растительности. Уникален рельеф косы (дюны), ее расположение, благодаря которому коса служит коридором для перелета десятков тысяч птиц – на ее территории была основана первая в мире орнитологическая станция. Это очень хрупкая территория: долгое время понадобилось ученым (до войны и после) для того, чтобы закрепить пески так, чтобы они не сдвигались.

Позиция Литвы стала предметом обсуждений на сессии Комитета всемирного наследия в Дохе, где была принята резолюция, в которой выражалась обеспокоенность относительно того, что «литовские планы по строительству моста из Клайпеды на территорию национального парка «Куршская коса» приведут к необратимым, катастрофическим последствиям для национального парка».

В итоге Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО признал литовский строительный проект угрозой для уникального объекта всемирного наследия. Визит мониторинговой миссии в Литву не только запретил его реализацию, но и обязал литовские власти согласовывать с международной организацией любые работы, связанные с расширением прилегающей к Куршской косе акватории порта Клайпеды, так как это «потенциально может нести угрозу целостности объекта всемирного наследия ЮНЕСКО».

Помимо этого Литва также активно пыталась политизировать площадку ЮНЕСКО после народного волеизъявления населения Крыма и его вхождения в состав РФ. С подачи Вильнюса Киев пытался навязывать Исполнительному совету ЮНЕСКО собственные «интерпретации» проекта резолюции о наблюдении за ситуацией в Крыму в областях компетенции ЮНЕСКО. С того момента ряд зарубежных парламентских делегаций (японцы, французы, итальянцы, и т.д.) посетили полуостров и лично убедились в должной защите культурного наследия, образования, языковой политики, свободы СМИ, безопасности журналистов. 

Литва внесла свой вклад в «урегулирование» вопроса, приютив у себя многих активистов из числа крымских татар запрещенной в Европе (Германия) террористической «Исламской партии возрождения» («Хизб ут-Тахрир»).

Образовательная сфера ООН является не менее важной, чем культурная, которая регулируется конвенцией ЮНЕСКО по борьбе с дискриминацией в области образования. Речь, в первую очередь, идет об ущемлении образовательных прав национальных меньшинств. Не секрет, что власти Литвы проводят принудительную ассимиляционную образовательную политику в отношении нацменьшинств, сокращая школы с преподаванием на родном языке под предлогом отсутствия «потребности». Все это провоцирует регулярные массовые протесты польских и русских школ национальных меньшинств, а также жесткую реакцию со стороны руководства Польши в адрес литовских властей, которые по сей день не приняли закон о национальных меньшинствах. «Образовательная» политика Вильнюса не раз становилась объектом критики со стороны европейских правозащитных и международных организаций. 

Так, Freedom House не раз обращал внимание на повсеместное положение дел в школах Литвы, где «государство обязывает этнические меньшинства сдавать наряду с титульными представителями школьные экзамены по единому литовскому стандарту». Amnesty International критиковала Литву за отказ ратификации протокола №12 Конвенции по защите прав человека и фундаментальных свобод, которая запрещает все формы дискриминации. 

Комитет министров Совета Европы в своей резолюции констатировал отсутствие в Литве «четкого и связанного правого регулирования по защите национальных меньшинств, многочисленные препятствия на пути получения школами национальных меньшинств государственного финансирования, а также невнимание к сохранению культуры и идентичности нацменьшинств».

Все эти международные претензии могли бы послужить достаточным основанием для постановки вопроса о реальном вкладе Литвы в расширение сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.

Сегодня в современном мире значение миссии ЮНЕСКО существенно возраста­ет, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, затрагива­ющего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия. Крайне важной становится роль международной организации в осмыслении таких глобальных проблем, как противодействие международному терроризму, преодоление углубляющегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, ликвидация неграмотности, сохранение природного и культурного наследия человечества, построение информационного общества и т.д. 

Особую миссию организации отражает ключевой тезис из ее устава: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». 

Этот тезис, родившийся из трагического опыта Второй мировой войны, оказался как никогда актуальным в современной международной обстановке, когда большинство вооруженных конфликтов возникает не между государствами, а внутри самих государств. В этой связи руководству Литвы стоит задуматься, насколько оправданны его официальные заявления о поставках вооружения на Украину и как это отвечает основным целям ЮНЕСКО по укреплению мира и безопасности?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров