С наступлением осени градус политического противостояния на Украине традиционно растет, а в центре Киева активизируются митингующие. Возврат в публичную политику Михаила Саакашвили, лишенного летом украинского гражданства, означал, что улица будет использоваться для дезинтеграции нынешнего политического баланса. Так оно и получилось.
Еще в середине сентября, после прорыва западной границы Украины Михаилом Саакашвили, командой бывшего президента Грузии и примкнувшей к ней разномастной политической тусовкой было объявлено о том, что 17 октября в Киеве состоится митинг оппозиционных сил из числа вчерашних соратников власти по Майдану (читай — отодвинутых от «кормушки»).
Главные требования организаторов акции к власть имущим следующие: создание антикоррупционного суда (что является и одним из главных требований Запада к Киеву, прописанным в последнем меморандуме о сотрудничестве с МВФ), снятие депутатской неприкосновенности и изменение избирательного закона — переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной с так называемыми открытыми списками.
Непосредственно накануне акции ряд организаторов заявлял, что на митинге прозвучат требования принятия закона об импичменте президента, продажи президентского бизнеса и снижения коммунальных тарифов, однако если подобные призывы и звучали, то они были маргинальны по отношению к главным требованиям.
Заявленная тематика митинга далеко не самая удачная. В стремительно беднеющей стране едва ли найдется много людей, которые выйдут на митинги исключительно под политическими, а не социально-экономическими требованиями создания антикоррупционного суда, отмены депутатского иммунитета, изменения избирательной системы: 85% украинцев никогда не сталкивались с судами, 40% не ходят на выборы.
Следовательно, акция собрала в лучшем случае несколько тысяч человек, преимущественно партийных активистов, представителей парамилитарных формирований и «майданарбайтеров». Не обошлось без стычек с полицией, но за медицинской помощью вынуждены были обратиться всего несколько человек.
Примечательно, что организаторы митинга предлагают изменить лишь надстройку, но не экономический базис. Хотя, учитывая, что в стране идет полномасштабная кампания декоммунизации, оппозиционеры из числа вчерашних активистов Майдана, вероятно, стерли из памяти марксистское учение о базисе и надстройке.
В целом для того, чтобы акции протеста на Украине имели успех, они ни в коем случае не должны иметь конкретных требований, а должны проходить под лозунгами «за всё хорошее против всего плохого».
Ответной реакцией Порошенко и его команды на объявленную акцию протеста, помимо стягивания огромного количества силовиков в центр столицы, стал перехват политической повестки его оппонентов. Так, спикер Верховной рады Парубий объявил, что в четверг 19 октября поставит на голосование законопроекты об изменении избирательной системы и ликвидации института неприкосновенности народных депутатов. Последний был в срочном порядке внесен Порошенко, но предполагает отмену неприкосновенности лишь с 1 января 2020 года, уже для нового созыва парламента, хотя оппозиция требует изменений с 2018 года.
Что касается законопроекта об антикоррупционном суде, то Парубий сослался на выводы Венецианской комиссии, раскритиковавшей имеющиеся законопроекты. Хотя, к примеру, аналогичные выводы «Венецианки» никоим образом не поспособствовали внесению правок в законы о люстрации и декоммунизации.
Выбранная Порошенко тактика частичного удовлетворения требований оппонентов выглядит весьма разумной. В полном объеме Петр Алексеевич не может выполнить требования, поскольку этическая система украинской политики такова, что выполнение всех требований будет воспринято как слабость и приведет лишь к усилению давления на главу государства.
В то же время изменение избирательной системы не несет угрозы для Порошенко, а утверждение закона о снятии неприкосновенности возможно лишь в двух чтениях, между которыми требуется решение Конституционного суда. К слову, еще в 2015 году в первом чтении был проголосован законопроект об отмене депутатского иммунитета, но затем он «затерялся» в недрах Конституционного суда и был благополучно забыт.
Сейчас для Петра Алексеевича крайне важно сбить настрой улицы, избежать силового противостояния, переведя политический процесс в рамки парламентской и кабинетной возни, а также фрагментировать оппозиционные силы путем различного рода «договорняков» и предоставления преференций.
Судя по всему, примерно таким образом и будет действовать команда Порошенко.