Президент Литвы Гитанас Науседа потребовал от председателя Еврокомиссии лично включиться в борьбу за обеспечение безопасности Белорусской АЭС. Это заявление — еще одно в длинной череде свидетельств, что накануне запуска БелАЭС поведение Вильнюса становится все более неадекватным. Доходит до закатывания истерик Брюсселю с заявлениями, что ответственность за небезопасную атомную станцию будет нести весь Европейский союз.
«Таких иллюзий, что АЭС будет построена в другом месте или ее вообще сровняют с землей, наверное, мы себе позволить не можем. Это нужно было делать 11–12 лет назад; к сожалению, мы не сделали ничего», — заявил президент Литвы по поводу Белорусской атомной станции.
Признание невозможности остановить проект строительства атомной станции в Островецком районе Гродненской области Беларуси ни в коем случае не означает, что литовское руководство отказалось от своей «великой борьбы». Позиция Гитанаса Науседы состоит в том, что Литва должна требовать от Беларуси выполнения требований Евросоюза по безопасности атомной энергетики.
Опыт самой Литвы, которую Евросоюз вынудил закрыть Игналинскую АЭС, показывает, что европейские требования по ядерной безопасности сводятся к ликвидации атомной энергетики.
Собственно, именно этого Литва от Евросоюза и добивается.
Новость о том, что на Островецкую АЭС прибыло ядерное топливо, породила всплеск лихорадочной активности официального Вильнюса.
За последние недели Литва потребовала от Евросоюза ввести санкции против «Росатома» (атомную станцию строит российская компания). Обратилась с очередной жалобой на «неприемлемую ситуацию» в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Решили добиваться от западных союзников введения санкций против всех компаний-подрядчиков. А еще пожаловались на БелАЭС Соединенным Штатам (тоже не в первый раз) и почему-то Армении, добились от Киева запрета на импорт белорусской электроэнергии на Украину и направили в Минск «стопятьсотую» ноту протеста.
По итогам своей дурной деятельности литовская дипломатия заявляет, что ее позицию по БелАЭС слышат Брюссель и соседние страны. Еще бы им не слышать, когда Вильнюс так орет! Другое дело, что результативность этого крика неочевидна.
Латвия и Эстония пока так и не высказались за полной запрет белорусской электроэнергии на энергетическом рынке Прибалтики. Еврокомиссия вовсе играет на стороне Минска, уверяя Литву, что все хорошо.
«Беларусь взяла на себя обязательство продолжать сотрудничество с Управлением по регулированию ядерной безопасности ЕС (ENSREG)», — ответили на жалобу литовского Минэнерго комиссары ЕС по энергетике и вопросам соседства. Они заверяют Вильнюс, что Беларусь накануне ввода АЭС в эксплуатацию соблюдает все требования ядерной безопасности.
Вильнюс в ответ начинает обвинять всех и вся и заявляет о подрыве доверия к международным организациям.
«Доверие к ядерной энергии и МАГАТЭ как организации в настоящее время зависит исключительно от собственных действий МАГАТЭ и соответствующего ответа на невыносимую ситуацию в Беларуси», — такими словами сопровождает министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас жалобу в Международное агентство атомной энергетики на белорусскую атомную программу.
То есть репутация МАГАТЭ напрямую зависит от того, выступит она против Беларуси и «Росатома» или не выступит. Если не выступит, Литва ей такое устроит, что мало не покажется.
«Мы продолжаем подчеркивать, что невыполнение всех требований ядерной безопасности для проекта атомной электростанции в Беларуси возложит бремя ответственности не только на Беларусь, но и на институты ЕС, участвующие в этом процессе», — говорит тот же Жигимантас Вайчюнас об отповеди еврокомиссаров.
Все уже поняли, что для Литвы Белорусская АЭС не может отвечать всем требованиям ядерной безопасности по определению. Так что, Литва пойдет «крестовым походом» и на Брюссель, когда атомная станция наконец заработает?
Может, она теперь подаст в суд ЕС на Еврокомиссию или вообще пригрозит выходом из ЕС?
«Предъявы» такого уровня, как обвинения в подрыве своей национальной безопасности не только России и Беларуси, но и Евросоюза — верный признак того, что в борьбе с Белорусской АЭС литовское руководство растеряло последние остатки адекватности. Ее и раньше там было немного, но от бесплодности многолетних попыток остановить строительство атомной станции официальный Вильнюс по мере приближения «часа Х» готов впасть в коллективное помешательство.
Какими бы рациональными соображениями ни руководствовались первые лица Литвы, принимая решение до последнего бороться против АЭС в соседней стране (а они, безусловно, ими руководствовались), иррациональное в их действиях давно затмило рациональное. Говорят эмоции, а не интересы и тем более не ценности.
В момент запуска БелАЭС в эксплуатацию литовские эмоции будут уже не говорить, а кричать на разрыв аорты.
Литва в борьбе с этим проектом настолько взвинтила ставки, что грядущее поражение, которое констатирует начало работы атомной станции, породит групповой припадок в руководстве республики. Вильнюс в таком состоянии будет способен на все.