Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс заявил, что из аутсайдеров Литва переходит в десятку лидеров НАТО. В это же время из литовской армии одна за другой приходят новости о массовых отравлениях с летальным исходом, поражениях литовских солдат клещами и непотребном поведении размещённых в Литве американских союзников. Мечты литовских политиков о мощной и боеспособной армии, готовой «сдерживать» Россию, сталкиваются с реальностью, в которой литовскому государству нет дела до жизни и здоровья своих призывников.
В 2017 году Литва увеличит свой военный бюджет на 150 миллионов евро, доведя его до 725 миллионов евро, или 1,77% литовского ВВП. Это уже не первое повышение расходов на оборону: военный бюджет Литвы последовательно увеличивается с позапрошлого года так, чтобы к 2018 году он составлял положенные по стандартам НАТО 2% ВВП.
До позапрошлого года Литва, при всей агрессивности своей внешней политики, тратила на военные нужды меньше любой другой страны НАТО – 0,8% ВВП. Пересмотреть свой подход к вооружённым силам литовских политиков заставил украинский кризис, в котором они увидели «возрождение имперских амбиций Москвы». Как результат – возрождение всеобщего воинского призыва в литовскую армию, требования к американцам и другим союзникам по НАТО присылать как можно больше солдат и военной техники для защиты Литвы и стремительный рост литовского военного бюджета. В 2015 году расходы на оборону по сравнению с прошлым годом выросли на треть, в 2016 году – на 35%, в 2017 году вырастут ещё на 26%.
Для обеспечения нужд армии все эти годы урезались другие статьи литовского бюджета, в первую очередь – жизненно важные для литовцев социальные расходы. Президент Литвы Даля Грибаускайте во время предвыборной кампании 2014 года обещала народу поднять минимальные пенсии до 650 литов и вернуть выплаты по болезни. Первым же решением после своего переизбрания Грибаускайте постановила перевести выделенные под эти цели деньги на военные нужды.
Литовские власти и их подхалимы, именующие себя литовскими патриотами, оправдывают подобные действия истеблишмента знаменитой фразой Наполеона: «Тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую».
Однако в реальности получается так, что Литва именно что отказывается кормить свою армию, а кормит чужую – американскую. Американским военным на литовской земле – царские условия службы, а литовские солдаты в собственной стране умирают от отравлений и некачественной медицинской помощи.
В начале года в Литве разразился скандал из-за разницы в продовольственном обеспечении американских и литовских военных. Доброволец, пошедший служить в литовскую армию, написал на своей странице в социальной сети, что меню для литовцев и американцев – разное; литовцев в столовой сажают в противоположном углу от военных НАТО, есть им рядом с американцами не дают, и на продовольствие для одного рядового армии США Министерство обороны Литвы в сутки тратит на треть больше, чем на своих, литовских солдат.
В Министерстве обороны Литвы эту информацию отрицать не стали. «Была необходимость в большом количестве острых специй, булочек, пицц, консервированных фруктов, сухих завтраков (кукурузных хлопьев) и т. д.; приехавшим в Литву военным НАТО составили и утвердили меню с учётом культурной разницы, разницы в особенностях кухни», – пояснила ситуацию представитель военного ведомства Аста Гальдикайте.
То есть литовское государство в прямом смысле не хочет кормить свою армию, а кормит чужую. Но проблема гораздо шире: собственных защитников Отечества литовское государство кормит так, что уж лучше бы не кормило. Потому что от этой пищи литовские солдаты попадают в инфекционные больницы и умирают от отравления.
За последние дни нескольких литовских военнослужащих доставили в Каунасскую инфекционную больницу. Один из них, 21-летний призывник М. Юркус, скончался. Сослуживцы покойного утверждают, что по меньшей мере у шестерых военнослужащих обнаружены такие же симптомы, жалуются на состояние воды в казармах и отказываются от питания в местной столовой. «Меня удивляют слова представителей Минобороны, что всё в порядке. Не хочется второй смерти. Как я поняла, призывники не говорят, что больны, так как за это их наказывают, поэтому все они изображают героев», – говорит родственница одного из призывников, доставленных в Каунасскую инфекционную больницу.
Спрашивается, какой смысл возрождать всеобщую воинскую повинность и год от года увеличивать финансирование Министерства обороны, если в итоге литовские призывники умирают от пищевых отравлений, плохой воды и некачественной медицинской помощи?
Скандалом с массовым отравлением в Рукле истории об условиях службы в литовской армии не исчерпываются. В начале года новобранцы, находившиеся на учениях близ города Побрада, разослали по средствам массовой информации письмо с призывом о помощи. «У нас очень морозно, печка не работает, ноги посиневшие, никто не собирается привести отопление в порядок. Нам холодно, мы дрожим и не знаем, что делать. Начальство на наши просьбы не обращает внимания. Спасайте, потому что только вы нам можете помочь», – жаловались призывники. К посланию прилагалась фотография недействующей печи. «Это наша печка, всю ночь огня не было, потому что она не работает. Мы не раз пытались её разжечь, однако ничего не получилось. Что уж говорить о том, как выглядят палатки! В ночь с четверга на пятницу нам пришлось спать при морозе в минус 20 градусов».
Месяц спустя на том же полигоне в Побраде 40 призывников пожаловались на сильные боли в желудке и недомогание. Причиной инфекции, похоже, стало некачественное питание. В прошлом месяце литовские призывники подверглись нападению клещей, поскольку во время учений спали в палатках без днища. «Я знаю этого человека. Если точнее, в него впился 201 клещ. Я сам это видел. Две медсестры вытаскивали их 40 минут», – рассказал один из призывников о своём сослуживце, подвергшемся нападению клещей. В Минобороны Литвы между тем подтвердили, что в тёплое время суток призывники спят в палатках без дна. А тем временем солдат литовской армии, проходивший медкомиссию для продления воинской службы, едва не лишился зрения из-за халатности врачей.
Не слишком ли много для маленькой 2,9-миллионной Литвы произошло таких случаев в последние несколько месяцев? Возникает всё тот же вопрос: на что идёт постоянно увеличивающееся финансирование литовской армии, если та не может гарантировать жизни и здоровья собственным солдатам?
На пиццы и булочки для американцев?
В таком случае, Литва является оккупированной страной, туземное руководство которой кормит иностранную армию, а собственных граждан, включая своих военных, оставляет наедине с клещами и дизентерией в неотапливаемых зимой помещениях.
Сами американцы, кстати, подтверждают этот вывод: ведут себя в Литве ровно так, как и должен вести себя оккупационный контингент войск в завоёванном государстве. В прошлом месяце американские солдаты надругались над флагом Литвы: сорвали его со здания прокуратуры в Каунасе и осквернили (пишущая об этом Kauno Diena стыдливо умалчивает, как именно).
Но литовские власти, разумеется, не собираются признавать Литву оккупированной страной. Они и информацию об осквернении литовского флага американцами пытались засекретить, и о процессе реформирования возрождённой призывной армии говорят в самых мажорных тонах. Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс на днях заявил, что ежегодное увеличение военного бюджета на 150 миллионов евро превратит Литву из аутсайдера в одну из стран – лидеров НАТО. Как эти ежегодные плюс 150 миллионов евро отражаются на питании для литовских военных, Буткявичюс не уточнил.
Так Литва и живёт в двух измерениях: в заявлениях литовских политиков и в реальности. У литовских политиков она процветающая европейская страна с инновационной экономикой, лазерами, стартапами и благоденствующим населением. А в реальности литовцы сотнями тысяч бегут из этого «рая» в Англию и Ирландию. По словам Дали Грибаускайте и её многочисленных подпевал, «зловредная кровожадная Россия» вот-вот нападёт на Литву. В реальности же литовские военные рискуют умереть от питания в своих казарменных столовках, а вовсе не от пули российского агрессора. А те, кто выдержат и не умрут, рискуют так до конца жизни и прожить на учениях в неотапливаемых зимой помещениях и палатках без днища, воюя вместо кровавой агрессивной России с клещами.
В мечтах литовских политиков Литва через несколько лет войдёт в десятку лидеров НАТО, в реальности же литовская армия никогда не будет сильной и боеспособной, потому что литовское государство относится к своим солдатам как к скоту: кормит их тухлятиной и приберегает лучший кусок для американцев.
Поэтому в случае реальной военной угрозы доблестная литовская армия с чистой совестью разбежится, не сделав ни единого выстрела. Воевать и тем более умирать за истеблишмент, который кормит свою армию отбросами, а чужую – булочками и пиццами, не пойдёт никто и никогда.