Европейские страны отходят от первого шока, вызванного пандемией коронавируса, и начинают задумываться о мерах по восстановлению экономики. Флагманом ЕС и здесь выступает Германия, где власти планируют выделить триллион евро на возрождение деловой активности. Финансовая поддержка оказывается малому и среднему бизнесу уже сейчас.
В начале апреля в русскоязычном сегменте Facebook получил широкое распространение пост режиссера и экскурсовода из Берлина Александра Миндлина, в котором он рассказал об экономической поддержке немецкого правительства. По словам Миндлина, на следующий день после запроса на получение финансовой помощи ему была переведена сумма, примерно соответствующая заработной плате за три месяца.
И хотя точные цифры в сообщении не указываются, очевидно, что речь идет по меньшей мере о нескольких тысячах евро (позднее от других предпринимателей, работающих в ФРГ, появилась информация о выплатах в размере пяти тысяч евро). В своем сообщении Александр Миндлин подчеркнул, что не является гражданином Германии, и тем не менее это обстоятельство не стало препятствием для получения помощи.
Пост Миндлина вызвал эмоциональную реакцию в России. Некоторые читатели обвинили автора в манипуляциях фактами и отсутствии патриотизма.
Одной из претензий было, например, то, что Миндлин не конкретизировал, что данная выплата относилась только к предпринимателям и не затрагивала всех трудоспособных жителей Германии.
Кроме того, она была предназначена только для целевого использования и в этом смысле не была обычной выплатой денежных средств.
И все же доминирующим настроением в комментариях под постом Миндлина было восхищение готовностью властей Германии поддерживать малый и средний бизнес, оказавшийся в затруднительном положении из-за эпидемии коронавируса. Россияне были удивлены не столько размером помощи, сколько ее доступностью (была выдана на основании одного заявления) и оперативностью (средства поступили на следующий день после обращения).
Впрочем, достойная даже для Германии сумма в пять тысяч евро, составляющая по нынешнему курсу более 400 тысяч рублей, также вызвала у российских бизнесменов глубокую задумчивость.
Резонанс вокруг поста Миндлина свидетельствует о том, что страхи вокруг распространения коронавируса продолжают перетекать из области экзистенциального в сферу экономики.
Количество жертв пандемии продолжает будоражить алармистские настроения, однако еще больше пугают прогнозы о состоянии мировой экономики после вынужденного многонедельного простоя. Запертые в своих домах на карантин люди не меньше надеются сохранить свою работу и свой достаток, чем саму жизнь.
После призывов к соблюдению карантина европейские политики начали осторожно рассуждать о перспективах выхода из кризиса и о мерах поддержки ослабленному бизнесу. Озвученные суммы для поддержки экономики выглядят астрономическими. Сильную заявку на лидерство в вопросах экономической помощи сделала Германия.
Размер финансовой помощи, которую готово выделить немецкое правительство, превышает триллион евро.
Сюда входят средства для гарантий банкам по выданным ранее кредитам предпринимателям, пособия по неполной занятости, дополнительное финансирование сферы здравоохранения и другие.
Ожидается, что эти деньги помогут немецкому бизнесу преодолеть трудные времена. На данный момент размер помощи выглядит достаточным для этого.
Между тем успешность принятых мер станет зависеть от того, как долго будут сохраняться существующие ограничения для работы предприятий. Как в Германии, так и в других странах ощущается усталость от карантинных мер.
Для Берлина не стала примером и соседняя Австрия, где канцлер Себастиан Курц заявил о начале постепенного снятия ограничений, вызванных пандемией. Уже с 14 апреля жители Вены и других австрийских городов могут пользоваться услугами небольших магазинов. В дальнейшем станут доступны магазины с садовыми товарами и стройматериалами, отели и рестораны.
С 15 апреля ослаблять режим карантина начнет Дания, открыв двери детских садов и начальных школ. Возобновление работы предприятий будет происходить после переговоров датского правительства с руководством компаний.
Эксперты-пессимисты в свою очередь заявляют, что для полного преодоления угрозы от коронавируса потребуется от нескольких месяцев до двух лет.
В этом случае для поддержания бизнеса на плаву будет мало даже триллиона евро, который готов выделить Берлин.
Впрочем, на этот случай предлагаются компромиссные варианты. Например, возобновление производств при соблюдении жестких правил гигиены и безопасности, характерных для пищевой промышленности, или повсеместное использование защитных масок.
Эпидемия коронавируса стала для большинства государств стимулом к мобилизации своих систем здравоохранения и экономик. Демонстрация эффективности той или иной модели происходит в разных масштабах и измерениях.
Успех может быть подтвержден готовностью поделиться помощью с другими странами, программами экономической поддержки предпринимателей или бесплатной раздачей защитных масок нуждающимся.
В идеале «спасательная» политика должна сочетать в себе элементы помощи социальным группам и отдельным индивидам, бизнесменам и представителям бюджетной сферы, ближним и дальним союзникам. Неравномерное распределение помощи вызывает обостренное чувство несправедливости у тех, кто считает себя обделенным вниманием. Неважно, идет ли речь о ситуации внутри страны или в другом государстве.
Пример ФРГ показывает, что персональное распределение помощи без жестких предварительных условий и бумажной волокиты способно за короткий срок выровнять репутацию правительства, которое ранее было трудно назвать популярным.
То, что финансовая поддержка малому бизнесу (условному «малому человеку») оказывалась даже предпринимателям без немецкого гражданства, сделало ее событием международного масштаба. Это ценный урок, который стоит усвоить и другим странам.