Накануне выборов в эстонский парламент эстонские ультраправые ожидаемо вспомнили о своих территориальных претензиях к России. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, причем здесь события столетней давности, почему до сих пор нет приграничного договора между Эстонией и Россией и имеет ли Таллин право претендовать на часть Псковской области.
Проблема договоренности между Москвой и Таллином о государственной границе вызывает межгосударственные споры все 28 лет «второй независимости» Эстонской Республики.
Часть политических сил Эстонии выдвигает территориальные претензии к Российской Федерации, заявляя об «эстонских» землях на территории современной России.
Москва отвергает эти претензии, поясняя, что торг по этому вопросу неуместен.
Эстонские консерваторы, по мнению которых Россия силой отняла спорные территории, активно пользуются разногласиями и набирают политические очки, громко заявляя о необходимости возмещения ущерба, причиненного во время советской оккупации. Политики опираются на отсылки к Тартускому мирному договору 1920 года. Но как этот документ влияет на процесс установления границ между Эстонией и Россией?
Международно-правовое оформление границы между странами проходило в условиях гражданской войны и вооруженного конфликта между Россией и Эстонией. В 1920 году в Тарту был подписан мирный договор между Эстонской Республикой и Советской Россией, положивший конец гражданской войне 1918–1920 годов (или Освободительной войне, как ее трактует эстонская историография).
Подписание документа фактически означало первое признание нового государства, Эстонии, на международном уровне.
Тартуский договор до сих пор является основой независимости Эстонии, подтверждающей ее государственность и правопреемственность. А в эстонских законах было указано, что «сухопутные границы Эстонии установлены в соответствии с Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года и другими межгосударственными договорами о границах».
По Тартускому договору к Эстонии отходила часть российских земель — Ивангород с прилегающими территориями (ныне Ивангород Ленинградской области) и часть Печорского края (сегодня это Печорский район Псковской области). Но в 1944 году эти территории были возвращены России. 23 августа того года Президиум Верховного Совета СССР оформил указ об образовании Псковской области. По данному документу земли юго-восточной Эстонии общей площадью 1133 кв. км были включены в состав РСФСР.
24 ноября 1944 года 61 населенный пункт на восточном берегу реки Нарвы был присоединен к Ленинградской области РСФСР. Из Печерского района (Петсеримаа) в юго-восточной части Эстонии в состав РСФСР отошли также город Печоры (Петсери) и еще 471 населенный пункт.
В 1957 году 3 населенных пункта в восточной части Ряпинаского района вошли в состав РСФСР, а от РСФСР к Эстонии отошли 2 населенных пункта. Эти изменения и стали основой для территориальных претензий к России.
После развала Советского Союза переговоры о межгосударственной границе между странами велись с апреля 1992 года на различных уровнях. По мнению Эстонии, Россия после Второй мировой войны аннексировала территории, принадлежавшие Эстонии по Тартускому мирному договору.
Эстонские политики полагали, что договор формально не был денонсирован, и поэтому его положения могли считаться действующими.
Российская же сторона исходила из того, что Тартуский договор утратил силу, а государственной границей стала линия, разделявшая Эстонскую ССР и РСФСР.
После многих раундов переговоров в 1992–1999 годах Таллин фактически отказался от территориальных претензий. Однако Эстония продолжала настаивать на признании Тартуского договора действующим (в плане признания преемственности Эстонского государства).
Россия же настаивала на его исключительно историческом значении. Подписание документов о границе главами российского и эстонского Министерств иностранных дел состоялось лишь в мае 2005 года.
Стороны провели «технический» обмен некоторыми небольшими участками, а фактически граница прошла по линии бывшей административной границы между Эстонской ССР и РСФСР. Тартуский мир упомянут не был.
В июне 2005 года парламент Эстонии ратифицировал документы, однако в тексте соглашения появились несогласованные ранее ссылки на Тартуский договор. После этого МИД России заявил о невозможности ратификации договоров в такой форме. 1 сентября 2005 года Россия свою подпись отозвала.
Новый раунд переговорных процессов начался лишь в 2012-м. Год спустя правительства двух стран одобрили тексты проектов пограничных договоров, и 18 февраля 2014 года в Москве министры иностранных дел двух стран их подписали.
Теперь для вступления документов в законную силу их должны ратифицировать парламенты. Так что процесс установления границ между Эстонией и Россией находится в стадии завершения, но он серьезно осложнен непростыми отношениями между двумя странами.
Дополнительные проблемы возникают в связи с тем, что представители Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) и других правых политических сил не приемлют этих соглашений.
Эстонские консерваторы раз за разом выносят на обсуждение парламента страны законопроекты об отказе от ратификации договоров.
По их мнению, положения Тартуского мирного договора нерушимы, а Россия «оккупирует» эстонские земли.
Естественно, события на Украине дают им дополнительные аргументы, поскольку Россия предстает страной, не выполняющей свои международные обязательства. Как заявил депутат от EKRE Яак Мадисон, «Эстония не должна заключать международные соглашения со страной, которая обостряет военный конфликт с Украиной и не придерживается международных договоров».
Решение территориальных споров в перспективе выгодно как для российских, так и для эстонских властей. Четкая линия границы даст возможность заниматься развитием приграничных регионов, привлекать средства из европейских фондов, развивать контакты с соотечественниками на приграничных территориях.
К сожалению, сегодня для многих эстонских политиков Россия является главным врагом Эстонии. Такая доминанта внешней политики балтийской республики неизбежно становится преградой на пути ратификации соглашений.
Москва и Таллин не намерены отступать, а вмешательство националистов может и вовсе сорвать процесс урегулирования соглашения, еще больше обострив отношения двух стран.
В такой обстановке прагматичное обсуждение проблемы становится невозможным.
И хотя еще в ноябре прошлого года премьер-министр Эстонии Юри Ратас призвал к пониманию важности российско-эстонского соглашения в глобальных масштабах и заявил, что поддерживает «завершение ратификации эстонско-российских пограничных соглашений», шансы на скорую ратификацию договора весьма и весьма невелики. Особенно если EKRE получит свои прогнозируемые 19% голосов на парламентских выборах.