Инициатива разместить генеральное консульство Литвы в Калининграде на улице Юрия Меля, прозвучавшая на заседании дискуссионного клуба RuBaltic.Ru, вызвала резонанс в информационном пространстве региона. Калининградские политики и общественные деятели поддерживают идею о переименовании Пролетарской в улицу Юрия Меля, но оговаривают, что смена адреса литовского консульства должна стать первой — и самой мягкой — мерой воздействия против Литовского государства, если оно вынесет обвинительный приговор заведомо невиновному российскому гражданину.
С инициативой переименовать Пролетарскую в улицу Юрия Меля выступил депутат Калининградской областной думы, председатель совета директоров Калининградского морского торгового порта Андрей Колесник.
«Необходимо улицу Пролетарскую, где в доме 133 находится консульство Литвы, переименовать в улицу Юрия Меля. Пусть они там поерзают, — заявил Колесник в ходе заседания дискуссионного клуба RuBaltic.Ru, на котором обсуждалась судьба литовского политзаключенного. — Пусть поживут на улице Юрия Меля. Это нужно, чтобы люди помнили, что они сделали, и каждый раз, приходя на работу, понимали, что мы не забудем эти подлые дела».
Предложение Колесника вызвало ажиотаж в Калининграде: его процитировали крупные региональные СМИ. Инициативу со своими оговорками и дополнениями поддержали местные политики и общественники.
«Конечно, поддерживаю. Почему бы и нет, елки-палки! Мы должны напоминать властям наших литовских братьев-соседей, что они несправедливо поступают. Пусть это будет им ежедневным напоминанием об их подлости. Потому что бесчинство, которое сейчас творится в Литве, и беспредел, который они творят по отношению к Юрию Мелю, не должны остаться без ответа», — заявил RuBaltic.Ru депутат Калининградской областной думы, председатель регионального отделения ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — прим. RuBaltic.Ru) Калининградской области Олег Урбанюк.
При этом размещение литовского генерального консульства на улице Юрия Меля должно стать первым — и самым мягким — шагом в комплексе мер против официального Вильнюса, если литовские судьи и прокуроры вынесут обвинительный приговор заведомо невиновному российскому офицеру запаса.
«Мне кажется, что каждый должен нести ответственность исключительно за те действия, которые он совершал. Если в ходе тех давних событий в Вильнюсе были убиты люди, то отвечать должен тот человек, который непосредственно их убил или отдал приказ об этом убийстве. Но никак не тот человек, который сидел в своем танке и никого не убил и не покалечил. Если даже представить, что Мель нарушил литовское (советское на тот момент) законодательство, то он с лихвой уже за все заплатил после пяти лет литовской тюрьмы, и такая несоразмерная мера наказания, разумеется, возмутительна», — прокомментировал RuBaltic.Ru уголовное преследование Юрия Меля уполномоченный по правам человека Калининградской области Владимир Никитин.
Обстоятельства дела Юрия Меля действительно возмущают разум и чувства.
Действия литовских судей и прокуроров по отношению к калининградцу — это надругательство над основами юриспруденции, которым на теории государства и права учат первокурсников юридических факультетов.
Во-первых, полковник запаса российской армии судится за события 1991 года по Уголовному кодексу Литвы 2000 года и поправкам, принятым в этот кодекс в 2010 году специально под «дело 13 января».
Во-вторых, на Меля, которого литовская прокуратура и не обвиняет в том, что именно он кого-либо ранил или убил, возлагается ответственность за гибель 14 человек на том основании, что он был одним из сотен советских военных, направленных на занятие стратегических объектов Вильнюса. Принцип коллективной ответственности в данном случае — средневековая дикость.
В-третьих, неадекватность обвинения. Российского гражданина судят по статье «военные преступления и преступления против человечности» и требуют 16 лет тюрьмы за то, что в ночь на 13 января 1991 года он произвел три холостых выстрела из танка и светил фарами.
Что уж говорить о таких процессуальных «мелочах», как то, что Юрий Мель сидит в тюрьме почти 5 лет, тогда как по нормам Литвы и Евросоюза человек не может сидеть в тюрьме больше трех лет без приговора? Что говорить о чисто моральной стороне вопроса, когда вместо того, чтобы судить Горбачева, отдавшего приказ о вводе войск в Вильнюс, делают «крайним» тяжело больного запасника, поехавшего в Литву за лекарствами от диабета?
Поэтому улица Юрия Меля в Калининграде — не единственное и далеко не главное средство воздействия на Литву: в случае обвинительного приговора по «делу 13 января» эта мера запустит масштабную кампанию России против Литовского государства, в ходе которой будут задействованы куда более жесткие методы.
«Я поддерживаю переименование улицы, на которой находится литовское консульство, в улицу Юрия Меля как один из элементов давления на Литву, — заявил RuBaltic.Ru президент калининградской общественной организации «Трезвые поколения» Валерий Нестеров. — Нужно любыми способами добиваться освобождения Меля. Я поддерживаю все меры, которые предлагались на заседании вашего дискуссионного клуба: не выдавать визы гражданам Литвы, ввести эмбарго на любые товары литовского производства, не покупать ничего у Литвы и не продавать ничего в Литву. Что угодно, лишь бы вытащить Юрия Меля. Мы должны за это бороться, иначе его там похоронят».
В 2017 году Следственный комитет России возбудил уголовные дела против 26 литовских судей и прокуроров, которые ответственны за преследование Юрия Меля. Они обвиняются по статье «привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного».
Это решение задает вектор будущим действиям Москвы. Сейчас обсуждаются объявление литовских прокуроров в международный розыск, возбуждение российского уголовного дела по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе, привлечение к уголовной ответственности dedule Ландсбергиса с его подельниками.
Улицей Юрия Меля в Калининграде литовская власть за свой беспредел не отделается.