Несмотря на новое перемирие, подписанное в Минске, обстрелы на Донбассе продолжаются. Попутно вновь активизируются разговоры о возможных поставках странами НАТО оружия Киеву. Однако за военными действиями многие забывают об угрозе техногенных катастроф, к которым ведет кризис управления на Украине. О военных и техногенных угрозах для Украины и её соседей порталу RuBaltic.Ru рассказал директор Центра общественно-политических исследований Владимир ЕВСЕЕВ. Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы (начало здесь):
- Владимир Валерьевич, Вы говорили, что из-за люстрации, которой были подвергнуты квалифицированные кадры на украинских АЭС, существует угроза серьезной техногенной катастрофы в стране. Учитывая «революционную целесообразность», можно как-то объяснить люстрацию чиновников правительства, силовиков… Но смысл люстрировать атомщиков? Они-то чем провинились?
- Люстрацию использовали как повод, чтобы поставить туда своих людей. Государственная инспекция ядерного регулирования Украины это структура, которая была подвергнута люстрации по закону, оттуда были убраны специалисты. Дело также в том, что сотрудники, находившиеся в этом регулирующем органе, были связаны с российскими коллегами.
Ввиду ухудшения ситуации, украинская сторона стала бояться, что до России дойдет объективная информация о состоянии украинских энергоблоков. Чтобы воспрепятствовать этому, была проведена замена людей, формально под эгидой «Закона о люстрации».
На смену пришли люди без опыта, и ситуация стала хуже. В случае аварии структура, которая должна, по идее, следить за ядерной безопасностью, не сможет выполнять свои функции.
В том числе используются надуманные основания, что якобы Россия сможет создать аварию на территории Украины и свалить на украинское руководство. Думаю, тут глубже: украинское руководство делает все, чтобы такая авария была неминуемой.
- Запорожская область граничит с Донецкой. Что грозит Запорожской АЭС и другим атомным станциям при территориальном расширении военного конфликта?
- По нынешним требованиям АЭС должна быть защищена от прямого удара среднемагистрального самолета. Насколько это характерно для украинских АЭС, сказать сложно. При использовании тяжелых вооружений против АЭС, особенно против оборудования станции, она может быть выведена из строя, может быть создана аварийная ситуация.
При расширении зоны конфликта на территорию, близкую к АЭС, станция должна выводиться на особый режим. При этом должно быть максимальное снижение мощности до предельно возможной. Приблизительная мощность на гигаватте остается на уровне порядка 16-17 мегаватт. Сильнее просто сразу не понизить. В любом случае, как бы нам ни хотелось, мы не сможем заглушить блок до конца. Это очень длительный процесс, идет постепенное снижение остаточной мощности.
- Но если поставки оружия Киеву из-за рубежа начнутся, то разрастания конфликта не миновать. Как Вы оцениваете перспективу поставки вооружения на Украину странами Запада?
- Смотря, какое оружие имеете в виду. Легкое стрелковое вооружение и так поставляется безо всякого разрешения. Без уведомления международного сообщества. Есть, например, информация по Донецкому аэропорту, что там находилось легкое оружие, а точнее — американские штурмовые винтовки. Есть информация об использовании иностранных снайперских винтовок большой дальности. Такое оружие реально уже поставляется.
Если говорить о тяжелом вооружении, то есть факты, подтверждающие наличие у украинских силовиков как минимум артиллерийских систем, которые могут использовать натовские стандарты.
То есть легкое оружие и отдельные образцы тяжелого вооружения на Украину уже попали. Так что теперь речь идет только о масштабах таких поставок.
Насколько я понимаю, если отдельные образцы бронетранспортеров, бронемашин — были, то танки пока не поставлялись. В конце прошлого года была поставка беспилотных летательных аппаратов из США, правда, не ударного типа. Были поставлены три мобильные радиолокационные станции, позволяющие наводить огонь артиллерии. Было и другое специальное оборудование.
- Соответственно нелетальное вооружение тоже давно поставляется на Украину?
- В целом я бы не стал жестко разделять поставки летального и нелетального вооружения. Ведь станции, позволяющие вести контрбатарейную борьбу, фактически используются для стрельбы артиллерии. Здесь очень тонкой становится грань между летальным и нелетальным — это все-таки не каска и не бронежилет.
Не надо забывать, что сейчас на территорию Украины в массовом порядке завозятся образцы бронетехники советского производства, в первую очередь с территории Польши и Чехии. Эти факты уже были зафиксированы. Поэтому потребность в поставке вооружений из США на самом деле отсутствует.
Если рассуждать гипотетически, здесь надо понимать, что есть вопрос стоимости. Если поставка советских образцов вооружения практически ничего не стоит, то поставка современного американского танка типа «Абрамс» требует миллионов долларов. Плюс есть необходимость поставки боекомплекта и обсаживания — соответствующих центров на Украине нет. Я так понимаю, что тут больше шума, нежели реальности. Куда реальнее поставка советской техники из стран бывшего Варшавского договора.
- Единственная страна, которая открыто признала поставку «элементов вооружения» Киеву, — Литва…
- Знаете, Литва, конечно, «грозное» военное государство. Поставлять оттуда по сути нечего. Большую проблему представляет Польша, откуда действительно идут значительные поставки бронетехники, которые будут компенсироваться уже поставкой современной американской техники в Польшу. Так что Варшава крайне заинтересована в том, чтобы скинуть как можно больше советского оружия и под это бесплатно получить американское. Поэтому Польша и столь активна. Литва, разумеется, тоже может в этом участвовать. Больше могу сказать, Литва может создать совместную украинско-литовскую бригаду — Верховная Рада это одобрила.
Она может даже послать литовцев на Украину. Другой вопрос, что они должны учесть опыт Польши, куда, по определенной информации, три самолета с гробами уже прилетели. Наверное, литовцы об этом не знают.
Потому что, если бы знали, то воздержались бы от таких действий. Все же находится рядом: сначала — поставка вооружений, потом отправка специалистов по техническому обслуживанию, потом отправка личного состава, после чего пойдут гробы, которые будут закопаны в Польше и Литве. И хорошо, если бойцов будут хоронить, а не сжигать, как на Украине. Не думаю, что данный вариант является для литовцев приемлемым.
- К чему же подталкивают союзники Украину своими поставками?
- Подчеркну: никакой потребности в массовых поставках вооружения на Украину нет. Там достаточно оружия для ведения боевых действий. К сожалению, Украина стала инструментом чужого влияния, в этих условиях нельзя исключать использование Украины как полигона для отработки современных вооружений в боевой обстановке. Такая перспектива существует, в этом и опасность поставки американских вооружений. Они не смогут переломить ход ситуации, зато их можно будет «отработать», в чем США как раз заинтересованы. Такая опасность чрезвычайно велика.
Украине же угрожает собственное руководство, обслуживающее чужие интересы. Остается проблема втягивания НАТО в вооруженный конфликт. Создание натовских центров управления в шести близлежащих государствах, складирование тяжелых вооружений на их территории может привести к втягиванию в конфликт соседних государств. Украинское руководство недостаточно адекватно оценивает ситуацию. А больше оружия — больше смерти. Это приведет к гибели самих украинцев.