×
Политика Политика

Коричневый интернационал: о чём договорились прибалтийские ультранаци

Источник изображения: baltnews.lt

Латвия 18 ноября отмечает 99 лет со дня провозглашения независимости. До векового юбилея остается год. В преддверии столетия Эстонской и Латвийской Республик (Литва, согласно современной Конституции, возникла «много веков назад») впору изучить результаты этого крайне противоречивого, почти невозможного государственного строительства и попробовать определиться с диагнозом тех политических режимов, что сложились в Прибалтике. Потому что к очередному Дню независимости Латвия подходит с протестами против латышизации русских школ. И протесты эти поддерживаются акцией солидарности в Таллине — у латвийского посольства.

Если спустя 26 лет «независимости» национальные меньшинства солидарно выражают свое недовольство, значит, с государственным строительством что-то не так и о «демократии» речь идти не может. Практическая же палитра этих оценок весьма богата: от неонацизма до апартеида, — при этом существенным недостатком этих оценок является их очевидная эмоциональность и бездоказательность. Свежий пример — лозунг «Требуем остановить холокост русских школ!». Поэтому попробуем разобраться с основами.

Нет сомнения в том, что движущими силами в Прибалтике являются агрессивный национализм (термин ООН, он же «ультранационализм» у Роджера Гриффина и «отрицательный национализм» у Владимира Соловьёва) и агрессивный либерализм (термин — авт.). Эдакий простенький двухтактный двигатель, в котором национализм отвечает за идеологию, а либерализм — за экономику.

Однако на круглом столе, посвященном десятилетию событий «бронзовой ночи» в Таллине, писатель и один из лидеров Левой партии Владимир Илляшевич высказал мысль о том, что собственно ультранационалистов в Прибалтике в целом и в Эстонии в частности нет. А есть либеральные дельцы, всего лишь прикрывающиеся националистическими лозунгами.
Владимир Илляшевич

Владимир Илляшевич

Национализм — штука хитрая, начиная уже с терминологической невнятицы: в ряде случаев происходит от «нации», но чаще — от «национальности» в этническом смысле. Агрессивный национализм проще для понимания: тут речь идет об утверждении превосходства одной национальности над другой. В силу этого агрессивный национализм — «обычный подозреваемый» в делах о «разжигании вражды» и «преступлениях на почве ненависти». 

Есть ли основания для утверждения, которое сделал Владимир Илляшевич? Какие-то точно есть, потому как кризис «бронзовой ночи» в Эстонии спланировала и спровоцировала как раз не ультранационалистическая IRL, а либералы из Реформистской партии в надежде «откусить» от электората той же IRL. 

Закончилось же для обеих это тем, что в Эстонии появились две новых партии, уже совсем «махровых»: Свободная партия и EKRE. В предвыборном ролике на недавних муниципальных выборах последняя позиционировала себя так: «EKRE не обычная партия, а наиболее быстро растущее народное движение в Эстонии. Огонь по коррупции и русификации! Огонь по половой нейтральности и мультикультурности! Мы боремся за то, чтобы эстонцы были хозяевами на своей земле! Чтобы сохранялась жизнь в деревне, сохранялись сельские школы и росла националистическая экономика. Выбирай...»

И на сегодняшний день мерилом агрессивного национализма в Эстонии является уже не IRL, а EKRE. Партия, которую даже отец-основатель эстонских «республиканцев» Рейн Таагепера назвал «партией вражды».
Рейн ТаагепераРейн Таагепера

Кто они — дельцы, прикрывающиеся националистическими лозунгами, или честные ультранационалисты?

Для ответа на этот вопрос можно обратиться к проверенному средству: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». И изучить Баускую декларацию — документ, символизирующий создание националистического интернационала в Прибалтике. Документ появился на свет не вчера, но перевод его на русский язык сделан впервые. Бауска — городок в Латвии, где, согласно новейшей латышской истории, в 1944 году латышские легионеры СС полтора месяца сдерживали наступление Красной армии. Идеологически — аналог эстонского Синимяе.

БАУСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

«Стремясь и клянясь сохранить наши три народа с их бесценным и неповторимым наследием, которые часто были оборонительным валом Западной свободы и всеобъемлющих идеалистических ценностей против правления Восточного страха, которые являются живыми свидетелями победы человеческого достоинства и национальной чести, самостоятельности и демократии над коммунистическим тоталитаризмом, которым теперь угрожают как шовинистический империализм, так и наднациональный глобализм, которые ждут наступления нового националистического пробуждения, собравшиеся в Бауске националисты Эстонии, Латвии и Литвы провозглашают:

Мы утверждаем верховенство суверенитета наших народов над наднациональными институтами и мы противостоим каждой попытке включить наши самостоятельные националистические государства (эстонский термин rahvusriik требует именно такого перевода — прим. RuBaltic.Ru) в состав Соединенных Штатов Европы.

Мы наблюдаем, как за предупреждающим примером, за иммиграционной политикой стран Западной Европы. Наша демографическая ситуация не позволяет никакой новой массовой иммиграции в наши страны.

Мы считаем основными ценностями семью и Отечество, несмотря на наступающие идеи культурного марксизма, постмодернистского мультикультурализма, а также губительного либерализма. Наше достоинство и любовь к нашим родинам не позволят нам пойти стылым путем граждан мира.

Наряду с политической самостоятельностью столь же важной мы полагаем свою экономическую самостоятельность. Мы готовы сражаться с иностранными финансовыми силами в своих странах и основой своего националистического богатства считаем исключительно капитал эстонцев, латышей и литовцев. Мы требуем от наших правительств прямого и немедленного ответа на нарушение суверенитета наших стран и всевозможное вмешательство в наши внутренние дела, которые последовательно предпринимают как особенно российские власти, так и другие силы, влияющие на империалистическую политику. Наши государственные языки, границы и память о героях священны и не являются предметом переговоров.

Мы верны требованию компенсации ущерба, причиненного советской коммунистической оккупацией. Признание оккупации и ее полная компенсация должны стать основой взаимного доверия между соседними странами и обеспечить то, что агрессия и вторжение в наши страны больше никогда не повторятся.
Факельное шествие в Риге в День провозглашения Латвийской РеспубликиФакельное шествие в Риге в День провозглашения Латвийской Республики

Мы признаём необходимость физической защиты своих народов против вооруженного насилия и необходимость совместного строительства трех сильных, вдохновленных националистической волей к обороне, самостоятельно боеспособных, но всегда готовых прийти друг другу на помощь вооруженных сил. Мы верим, однако, что борьба с внешними угрозами и глобальными вызовами не сможет принести плода до тех пор, пока не восстановлена наша националистическая гордость, духовное единство и вера друг в друга. Только таким путем сможем найти решение демографических проблем, угрожающих нам изнутри.

Мы готовы освещать путь к новому националистическому пробуждению, которое должно восстановить силы в наших жилах. Мы пробудим к жизни дух национализма в его самом позитивном значении и провозгласим его среди жизнеспособных народов, прежде всего путем развития отечественного образования и культуры.

Мы обещаем сотрудничать в своих убеждениях и делах, так как наше единство делает нас непобедимыми. Мы будем посещать мероприятия друг друга, принимать по необходимости совместные заявления, поддерживать информационный обмен, совместные культурные и экономические программы, а также вместе будем противостоять угрожающим нам опасностям. Наши тесные и теплые отношения выстроят мост над различными языками с тем, чтобы на берегу Балтийского моря разделять единые чувства и воспоминания.

Пусть подписание данной декларации будет знаком наших сердечных и горячих отношений!

От имени Eesti Konservatiivne Rahvaerakond (EKRE):

Mart Helme — председатель
Ruuben Kaalep — член правления

От имени «Visu Latvijai!»:

Raivis Dzintars — председатель
Jānis Iesalnieks — член правления
Jānis Dombrava — член правления

От имени Tautininkų sąjunga:

Gintaras Songaila — председатель
Julius Panka — заместитель председателя».

Как видно, документ этот всё-таки говорит о том, что искренние ультранационалисты в Прибалтике есть! Потому как первое, что бросается в глаза при изучении этой декларации, — это тот факт, что националисты, как им и положено, не смогли договориться ни о чём, кроме «сердечных и горячих отношений».

В «интернационал» берут по принципу равенства, а агрессивный национализм как раз утверждает превосходство одной национальности над другой, т. е. неравенство. Ну о чём латыш и литовец могут договариваться с эстонцем, если последний — персонаж русского анекдота? И так — по кругу.

Второй аспект — экзистенциальный. Нет сомнения в том, что прошедшие 26 лет после «восстановления самостоятельности» были лучшими для эстонских и латышских националистов за всю историю их существования.

Довоенные республики начинались со стартового капитала под названием «разруха», зато из СССР страны Прибалтики выскочили «богатыми невестами» с социальной «подушкой безопасности» в виде русских и поляков, на которых можно вешать все социальные риски и за счет которых самоутверждаться.

Так что, как ни крути, получается золотой век. Но, несмотря на это, ультранационалисты Прибалтики отчего-то «ждут наступления нового националистического пробуждения», а «борьба с внешними угрозами и глобальными вызовами не сможет принести плода до тех пор, пока не восстановлена наша националистическая гордость, духовное единство и вера друг в друга». 

А также утверждают: «Мы готовы освещать путь к новому националистическому пробуждению, которое должно восстановить силы в наших жилах. Мы пробудим к жизни дух национализма в его самом позитивном значении и провозгласим его среди жизнеспособных народов».

Всё приведенное выше говорит о том, что пассионарность прибалтийского агрессивного национализма — величина отрицательная, раз даже в золотой век «силы» в его «жилах» надо восстанавливать. И к «жизнеспособным народам» подписанты декларации себя явно не относят…

При этом на примере Эстонии можно выявить странную закономерность: чем больше «самостоятельности», тем меньше пассионарности. В частности, в Декларации эстонского Учредительного собрания о государственной самостоятельности и независимости Эстонии от 19 мая 1919 года говорится о том, что «самые тяжкие обстоятельства и условия существования не смогли уничтожить в эстонском народе способности к жизни и развитию». В Конституции 1938 года уже говорится о том, что целью «организации экономической жизни» является «оживление созидательных сил», а Конституция 1992 года ставит главной государственной целью «сохранение эстонской национальности и культуры на века».

О «развитии» уже никто не говорит.

Третье. Говорят, что формулу: «Что твое — то мое, а что мое — то дело не твое» — Борис Березовский модернизировал так: «Что мое — то мое, а что твое — то предмет для переговоров». Именно по этому лекалу выстроена националистическая модель отношений Прибалтики с Россией: «Наши государственные языки, границы и память о героях священны и не являются предметом переговоров. Мы верны требованию компенсации ущерба, причиненного советской коммунистической оккупацией. Признание оккупации и ее полная компенсация должны стать основой взаимного доверия между соседними странами и обеспечить то, что агрессия и вторжение в наши страны больше никогда не повторятся».

Четвертое. Римляне говорили так: «Tantum bona valent, quantum vendi possunt» — «Товар стоит столько, за сколько его можно продать». Поэтому «наследие трех народов» — «бесценное». Без дальнейшего развития темы.

Пятое замечание — развитие первого, то есть принципиальной неспособности ультранационалистов договориться о чём-либо. Как видно из текста декларации, честные националисты не смогли договориться даже о новой «Балтийской Антанте»: «Мы признаём необходимость физической защиты своих народов против вооруженного насилия и необходимость совместного строительства трех сильных, вдохновленных националистической волей к обороне, самостоятельно боеспособных, но всегда готовых прийти друг другу на помощь вооруженных сил».

Ну и шестое: «Мы утверждаем верховенство суверенитета наших народов над наднациональными институтами». Изобретение в виде «верховенства суверенитета» убивает, как можно догадаться, само понятие «суверенитета», который как раз «верховную власть» и означает. Но эстонцы могут крутить «суверенитетом» как угодно, потому что Эстонская Республика, в отличие от Эстонской ССР, никогда «суверенной» не была, а была и остается «независимой и самостоятельной».

Эстонские националисты 24 февраля проведут факельное шествиеЭстонские националисты 24 февраля проведут факельное шествие

Так что, подводя итоги, можно сказать, что ультранационалисты в Прибалтике всё-таки есть. Честные. Искренние. Настоящие. Потому как если кто-то выглядит как ультранационалист и ведет себя как ультранационалист, то он, скорее всего, ультранационалист и есть.

Да, и седьмое: с днем рождения, Латвия!

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров