Когда по итогам Майдана было сформировано правительство Турчинова – Яценюка, здравомыслящие эксперты пришли к выводу, что это не столько правительство, сколько ликвидационная комиссия. Как показывает время, эксперты были правы. На уничтожении промышленности и социальной инфраструктуры процесс не окончен. Продолжается ликвидация институтов государства – на сей раз «под нож» отправится судебная система Украины.
Последние три года Украина живёт в условиях распада правовой ткани государства. Красноречивым подтверждением тому является ситуация, сложившаяся вокруг украинских судов: в Киеве суды сжигают и штурмуют, в Одессе хозяйственные суды вынуждены прекратить работу в связи с давлением «общественных активистов», в Харькове из зданий судов похищают печати. В целом же драки в залах заседаний и швыряния бутылок в судей стали обыденной картиной для украинских судов. С одной стороны, это побочный эффект симбиоза диктатуры крупного капитала, оформленного в воровскую этику и ультраправую эстетику, с элементами охлократии и анархии, а с другой – закономерный итог пресловутых «реформ», проводимых «командой европейских профессионалов».
Дезинтеграция судебной системы началась в апреле 2014го с принятием закона «О восстановлении доверия к судебной системе Украины», предусматривавшего создание «революционного трибунала» – комиссии по люстрации судей, которые выносили приговоры «активистам Майдана». Люстрационная кампания достигла апогея к концу сентября 2016, когда Верховная рада в течение пяти часов с нарушением всех возможных процедур, голосуя по 10–15 раз за одно решение, уволила 29 судей «за нарушение присяги», то бишь за «преследования участников Майдана». Это своеобразная акция устрашения для судебного корпуса: наглядно продемонстрировано, что будет с теми, кто не согласен проявлять сервильность к власти.
А уже через несколько дней, с 1 октября, вступили в силу изменения в Конституции в части правосудия и в законе «О судоустройстве и статусе судей». Евросоюз и Венецианская комиссия ещё со времен Януковича требовали от Украины проведения судебной реформы, увязывая её с предоставлением безвизового режима и улучшением инвестиционного климата страны. По версии нынешней украинской власти, принятые изменения деполитизируют судебную систему, обеспечат независимость судов и перезагрузку судейского корпуса, а также позволят побороть коррупцию в сфере судопроизводства.
Впрочем, если детально изучить конституционные изменения, становится очевидно, что судебная система монополизируется президентской ветвью власти, появляются очередные коррупционные «кормушки», а отстаивание своих прав в суде для рядовых граждан существенно усложняется. Рассмотрим детальнее.
Во-первых, до 31 декабря 2017го действует переходный период, в течение которого Порошенко будет создавать, реорганизовывать и ликвидировать суды, а также переводить судей из одного суда в другой. Вместе с тем из процесса назначения судей выпадет парламент, а утверждать судей будет президент. Канцелярия Порошенко утверждает, что процедура будет формальностью – глава государства автоматически будет подписывать представления от Высшего совета правосудия. Однако очевидно, что как только у чиновника появляется право подписи на каком-либо документе, то это уже далеко не формальность.
Во-вторых, начинается очередная волна люстрации и переаттестации судей, благодаря чему аккумулируются многомиллионные коррупционные доходы в высоких киевских кабинетах. Показателен опыт переаттестации полиции: экс-милиционеры должны были не только доказать состоящей из «активистов Майдана» аттестационной комиссии «преданность идеалам революции», но и заплатить не менее $500 за возможность продолжить карьеру в структурах МВД.
Вместе с тем боязнь не пройти переаттестацию приводит к уходу из судебной системы всех, кто имеет право на пенсию, составляющую 80–90% должностного оклада. Если в начале года в стране из необходимых 9 тысяч судей было 7,4 тысячи, то на начало октября на Украине работает всего 4,5 тысячи судей. Деятельность многих судов заблокирована по причине невозможности сформировать судебную коллегию, соответственно, элементарные гражданские дела могут затянуться на долгие годы. Вот как прокомментировала эту ситуацию известный украинский адвокат и общественный деятель Татьяна Монтян:
«Практически все, у кого стаж выслуги 20 лет, уходят из судов. Все мои знакомые в Верховном суде, Высшем, в Апелляционном и даже в районных, у кого есть право на пенсию, пишут заявления. Они бегут от этой реформы со всех ног.
Больных на голову, которые согласны работать с этой властью, мало. Текучка в судах – сумасшедшая. Дел много, судей мало. В «козырных» судах, типа Печерского районного, ещё более-менее, «блатные» суды падут последними.
Теперь ждать решения судов можно годами. А что будет с приговорами по уголовным делам – вообще страшно представить. Но это не волнует нашу чокнутую власть, которая развалила МВД, прокуратуру и всё, что могла, а теперь добралась до судов».
Таким образом, если ранее судебный корпус преимущественно состоял из пускай не самых честных на руку, но относительно компетентных судей, то отныне в судебную систему будут инсталлированы абсолютные дилетанты, куда более коррумпированные и полностью управляемые властью. С целью повышения управляемости будет ограничена неприкосновенность судей, а также упрощена процедура увольнения и привлечения к уголовной ответственности (в обход парламента, по представлению Высшего совета правосудия).
В-третьих, право на защиту граждан в судах теряют специалисты в области права и родственники подсудимого, данная функция переходит исключительно к обладателям адвокатских лицензий.
Однако в реалиях послемайданного времени по адвокатам, защищающим «неправильных» подсудимых, проехался каток репрессий: одних убивают, других арестовывают, на остальных открывают уголовные дела и проводят обыски. Дошло до того, что уже адвокаты выходят под стены Верховной рады, требуя прекратить волну преследований.
В принципе, в сословном обществе, коим является послемайданная Украина, где полным ходом реставрируются феодальные отношения, президент раздаёт ренты и привилегии приближённому кругу лиц, а правоохранительные органы ориентированы на протекцию правящего класса от собственного народа и перераспределение бизнес-активов, ни о каком справедливом правосудии говорить не приходится. В данном случае суды выполняют роль симулякра, являясь не более чем атрибутом имитационной демократии, легитимизируя киевскую власть для западного сообщества. Внутри же страны суды существуют в параллельных политико-правовых плоскостях с украинским обществом: 88% граждан никогда не сталкивались с судами, а уровень недоверия среди тех, кто пересекался, превышает 60%. Остаётся констатировать, что судебная система Украины вступила в период полураспада, продолжая размывать ветхий фундамент украинского государства.