Страны Прибалтики одна за другой поддержали бомбардировку Сирии. Поддакивая американским партнерам в деле разрушения международного права и замены его правом сильного, Литва, Латвия и Эстония роют яму самим себе. Они одобряют практику, при которой ядерные сверхдержавы выясняют отношения военным путем на территории третьих стран и любое достаточно мощное в военном отношении государство может нанести ракетный удар по более слабой стране в обход Совета Безопасности ООН и не утруждая себя доказательствами вины этой страны. Если эта практика станет нормой международных отношений, то в будущем судьба сирийского народа может ожидать как раз страны Прибалтики.
«Ограниченное использование силы со стороны США, Великобритании и Франции — это крайняя, но необходимая мера для того, чтобы остановить подобные действия, — прокомментировал бомбардировку Сирии в ответ на якобы имевшее место применение президентом Башаром Асадом химического оружия премьер-министр Эстонии Юри Ратас. — Надеемся, что в дальнейшем будет возможным сдерживать использование оружия массового поражения дипломатическими методами. Это является необходимым условием соблюдения международных соглашений по предотвращению конфликтов».
«Применение химического оружия является грубым нарушением международного права и тяжелым преступлением, которому нет и не может быть оправдания», — заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич и подчеркнул, что нанесение ракетных ударов по Сирии ввиду этого является «адекватными мерами».
Главу латвийского МИД не смущает тот факт, что ракетный удар по Сирии был нанесен не просто без доказательств того, что в Восточной Гуте было применено химическое оружие, а заранее, чтобы международная следственная группа не успела изучить место предполагаемой химатаки и сделать вывод, а была ли эта химатака вообще.
Ринкевичу и Ратасу вторит их литовский коллега.
«Мы поддерживаем те действия, к которым прибегли США, Великобритания и Франция. Эта ожидаемая реакция обусловлена тем, что сирийский режим нарушил не одну “красную линию” [из тех], которые были очерчены прежде, — сказал Линас Линкявичюс. — Только решительные действия смогли бы скорректировать политику режима [Башара Асада] и направить совершенно ясный сигнал ему и тем странам, которые безоглядно поддерживают режим — прежде всего это Россия и Иран».
Разумеется, никого не удивило это полное единодушие представителей Эстонии, Латвии и Литвы. Именно такой реакции от Прибалтики и ждали. Чай не в первый раз.
Прибалтийские политики всегда ведут себя как шакал Табаки при тигре Шерхане: пресмыкаются перед могучим покровителем и подзуживают его нападать на других в надежде разжиться объедками.
Шерханы могут меняться, но шакалье поведение неизменно. В годы Второй мировой войны коллаборационисты Литвы, Латвии и Эстонии пресмыкались перед Гитлером и делали за нацистов грязную работу не без выгоды для себя. Убивали евреев и попутно грабили их имущество, вселялись в дома и вырывали золотые зубы у трупов.
В годы холодной войны будущие «ястребы» Pax Americana клеймили американский империализм и разоблачали натовскую военщину на комсомольских собраниях и с кафедр какой-нибудь Вильнюсской школы КПСС. После распада СССР они же стали самыми большими поклонниками этой военщины.
Страны Балтии были горячими сторонниками бомбардировок Югославии. Выступали за бомбежку Белграда еще до того, как американцы окончательно решили его бомбить. И выторговали себе за такую решимость вступление в НАТО без положенных 2% ВВП на военные расходы.
Литва, Латвия и Эстония обеими руками были за военное вторжение в Ирак. Настолько горели желанием оккупировать и уничтожить независимую страну, что не побоялись накануне присоединения к ЕС выступить против Германии и Франции, которые этого делать не хотели.
И ведь не прогадали: под давлением США Прибалтику приняли в Евросоюз и посадили на дотации еврофондов даже без соответствия Маастрихтским критериям членства в ЕС.
Хотя спустя несколько лет выяснилось, что никакого химического оружия, под предлогом борьбы с которым уничтожили Ирак, у Саддама Хусейна не было.
Американские спецслужбы сознательно занимались дезинформацией, госсекретарь США Колин Пауэлл тряс на Совбезе ООН пробиркой со стиральным порошком. Экс-премьеру Великобритании Тони Блэру пришлось даже извиняться перед избирателями за войну в Ираке: признавать, что разведданные были неверные, химического оружия не было, а свержение Саддама привело к возникновению «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru).
Но Прибалтике все эти разоблачения как с гуся вода. Спустя несколько лет Литва, Латвия и Эстония как ни в чём не бывало поддерживают уничтожение Сирии. Под тем же предлогом. Когда в 2013 году экс-президент США Барак Обама задался гамлетовским вопросом, бомбить или не бомбить (Дамаск), Вильнюс, Рига и Таллин хором сказали ему: бомби!
Удар по Сирии — это адекватно, согласие ООН не требуется, мы ценим активную роль США в международных делах – говорили те же люди, которые два года спустя возмущались, с какой стати Евросоюз заставляет их принимать сирийских беженцев. И которые теперь радуются «томагавкам» Дональда Трампа.
Если оставить за скобками этические вопросы, то прибалтийская тактика логична и обоснованна. Эта тактика — поддерживать американские авантюры еще решительнее, чем сама Америка, — неоднократно себя оправдывала. Однако в новых условиях использование такой тактики грозит опасными последствиями уже для самой Прибалтики.
Литва, Латвия и Эстония поддерживают уничтожение международного права и замену его не просто силой, а военной силой — если в будущем применение военной силы великими ядерными державами на территории третьих стран станет обычным делом, эта практика ударит бумерангом как раз по литовцам, латышам и эстонцам.
Прибалтика могла чувствовать себя в полной безопасности в условиях однополярного мира, когда США были настолько могущественны и всесильны, что могли бомбить кого хотели. Во имя демократии и ради нефти, ничуть не опасаясь последствий. В новом, многополярном мире так не будет. Теперь Америка не может справиться даже с маленькой Северной Кореей. Трамп может сколько угодно грозить Ким Чен Ыну «большой красной кнопкой» — в конце концов ему приходится идти на переговоры.
Американская практика «по-ковбойски» вести себя на международной арене открывает «ящик Пандоры» не только для противников США, но и для их союзников. Это начинают понимать уже и на Западе.
«Когда какая-нибудь страна в одностороннем порядке принимает меры без законного обоснования, это поощряет другие страны действовать так же и мешает нам жаловаться на такие действия», — прокомментировал бомбардировку Сирии лидер оппозиции в британском парламенте Джереми Корбин. Слова председателя Лейбористской партии — самый точный итог произошедшего в Сирии.
Если сегодня Америка в обход международного права и под надуманным предлогом наносит военный удар по союзнику России, то завтра Россия, как минимум равная Америке по военному потенциалу (а с учетом новейших видов ядерных вооружений и превосходящая ее), может нанести удар по союзнику Америки.
Например, по Прибалтике.
И никакого военного столкновения НАТО с Россией от этого не произойдет. Сирийский пример показал, что ядерные сверхдержавы готовы мериться мускулами на территории третьих стран, стараясь при этом не поранить друг друга, чтобы не случилось прямого военного столкновения.
Полноценной войны между ядерными державами — тотальной, до акта о безоговорочной капитуляции — действительно быть не может, потому что военное уничтожение гарантированно будет взаимным. Зато возможна косвенная война: не на территории друг друга, без применения ядерного оружия и не напрямую, а через союзников.
Такая война сегодня фактически идет в Сирии.
Завтра Россия может попросту импортировать американскую модель поведения и повести себя по-американски в Прибалтике.Никто с Россией из-за Латвии и Литвы ядерной войны не начнет: не по Калифорнии же нанесли ракетный удар. Даже санкции не введут: не останется к тому времени санкций, которых на Западе против России еще не ввели. Просто будут выяснять отношения с Москвой на нейтральной территории к пущей «радости» прибалтийских политиков, которые сами окажутся в той яме, которую рыли для других.