13 апреля в Польшу прибыли американские военные для службы во многонациональном батальоне НАТО. Главкома сил Альянса в Европе генерала Кёртиса Скапаротти встречали президент Анджей Дуда и министр обороны Антоний Мацеревич. Батальон развертывается в рамках программы усиления восточного фланга НАТО, принятой на саммитах в Ньюпорте (2014 г.) и Варшаве (2016 г.). Задача батальона — «сдерживать» потенциальную российскую агрессию после событий в Крыму и на Донбассе.
Основное место дислокации батальона — город Ожиш в Варминьско-Мазурском воеводстве. От границы с Калининградской областью — 60–70 километров. Таким образом, батальон прикрывает Сувалкский коридор: именно сквозь него, согласно западным военным экспертам, в случае войны российские армии наводнят Европу. До последнего момента в стане союзников существовали опасения, что с победой Дональда Трампа США утратят интерес к «сдерживанию» России на востоке.
Чувствовали это и в уходящей администрации Обамы, поэтому до инаугурации Трампа Пентагон решил ускорить на месяц отправку дополнительных военных частей в Польшу. Польские власти вздохнули с облегчением на прошлой неделе: буквально за день до прибытия американцев в Ожиш Трамп встречался с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, после чего заявил, что больше не считает Альянс «устаревшей» организацией.
И в дождь, и в град
По традиции американских военных приветствовали с помпой: с песнями, плясками и народными гуляниями. Во многих городах проходили пикники, выставки и концерты. В том числе выступление польского ансамбля в Центре идей демократии. Царящий в Ожише ажиотаж красочно описал корреспондент интернет-издания wPoltyce: город стал крепостью, через каждые несколько сот метров по дороге от казарм до полигона дежурят вооруженные солдаты, КПП напоминает Афганистан.
Не обошлось и без конфузов. Высоких гостей пришлось ждать семь часов. Всё это время солдаты на плацу посреди леса «сражались» с сильным ветром, дождем, градом и холодом. Некоторые прятались от буйства стихии под танками. Румынский военный потерял сознание.
По сообщениям местных журналистов, дабы не портить праздничную атмосферу вызовом бригады «скорой помощи», пострадавшего обогрели сослуживцы и спрятали под трибуной для прессы. Аналитик Polityka Insight Марек Сверчиньский назвал решение заставить солдат мерзнуть часами «бесчеловечным».
Пикантности ситуации придал и тот факт, что впоследствии верховному главнокомандующему польской армией президенту Дуде пришлось дожидаться своего подчиненного — главу Минобороны Мацеревича. Источники в Бюро национальной безопасности объяснили накладку желанием последнего продемонстрировать свою значимость. Версий произошедшего две.
Первая: Мацеревич опаздывал с конференции правящей партии «Право и справедливость» («ПиС»). Вторая — «идиотское решение» выгнать солдат на плац пораньше принял некий офицер, чтобы лишний раз проверить оружие: не дай бог кто-нибудь явится с боевыми патронами. К счастью замерзших и промокших военных, над ними сжалился прибывший генерал Скапаротти. Он объявил, что не будет читать длинную заготовленную заранее речь и «из уважения» ограничится несколькими словами.
«Как освободители»
Несмотря на погодные невзгоды, американцы по достоинству оценили душевный прием. «Мы чувствовали себя как освободители», — поделились впечатлениями с польскими журналистами рядовой и капрал армии США. Многим из них Ожиш знаком по знаменитым «драгунским маршам» техники через Центральную и Восточную Европу в 2015–2016 годах. Солидный подарок перепал их начальству в лице Скапаротти: Анджей Дуда в тот же день вручил американскому генералу командорский крест со звездой ордена Заслуг перед Республикой Польша. Обращаясь к американским военным, Дуда не скупился на пафос.
«Не будет преувеличением сказать, что поколения поляков ждали этого момента с окончания Второй мировой войны, — говорил польский президент. — Они мечтали о возвращении Польши к справедливому, солидарному, демократическому и по-настоящему свободному Западу».
Торжества в Ожише совпали с Днем памяти жертв Катынского расстрела (в апреле 1940 года советские власти расстреляли порядка 22 тысяч польских военнопленных). Присутствие сил западных союзников для поляков особенно символично, потому что в консервативных кругах принято с горечью вспоминать о «западном предательстве», когда вопреки международным гарантиям в первые месяцы Второй мировой войны западноевропейские страны не смогли должным образом защитить Польшу от немецкого, затем — советского вторжения. Вспоминая об этом, Дуда отметил, что прибытие американцев — доказательство того, что ни нападение извне, как в 1939 году, ни Катынь никогда не повторится.
«Вы — восточный фланг»
«Теперь вы — восточный фланг НАТО», — сказал военным на торжественной церемонии генерал Скапаротти. Получить официальный статус восточного фланга Альянса, служащего заслоном для вторжения на континент российских орд, — давняя стратегическая задача «ПиС».
Генерал Скапаротти
С прибытием нового батальона НАТО ее можно считать практически выполненной. Костяк батальона составляют военнослужащие 2‑го эскадрона 2‑го кавалерийского полка армии США. Всего 900–1000 солдат, 67 бронемашин Stryker, 155‑миллиметровые гаубицы M777. Американцы напомнили полякам, что в Первую мировую войну именно этому подразделению под командованием легендарного генерала Джона Першинга летом 1917 года первым из состава экспедиционных сил довелось высадиться на европейскую землю. Помогать «сдерживать» русских будут 150 британцев и 120 румын, которые прибудут с броневиками Jackal и 35‑миллиметровыми орудиями.
Далее обещают подтянуться хорваты. Кроме того, на базе штаб-квартиры 16‑й механизированной дивизии польской армии в Эльблонге создается центр управления, который, помимо батальона в Ожише и Бемово-Писке (13 км от Ожиша), будет руководить аналогичными многонациональными батальонами в Литве, Латвии и Эстонии. Каждые шесть-девять месяцев будет происходить ротация личного состава. Делается это для того, чтобы формально не нарушать Основополагающий акт Россия — НАТО 1997 года, запрещающий значительно усиливать присутствие Альянса на востоке на постоянной основе.
Три звена
Многонациональный батальон в Польше стал третьим — и пока что финальным — звеном построения восточного фронта НАТО. Второе звено начало оформляться в феврале, когда из Германии в Польшу пошла переброска частей 3‑й бронетанковой бригадной боевой группы 4‑й пехотной дивизии армии США — тоже на ротационной основе. Это уже непосредственно американский вклад в укрепление восточного фланга, реализуемый параллельно с батальонами НАТО в рамках операции Atlantic Resolve («Атлантическая решимость»).
Задача идентичная — «сдерживание» России после украинских событий.
В этом году подразделения НАТО, возглавляемые Германией, Канадой и Великобританией, также будут развернуты в Литве, Латвии и Эстонии
Оттого и встречали американцев не менее радушно. Британская пресса даже писала, что поляки столь восторженно не приветствовали иностранную армию со времен Наполеона. Штаб-квартира бригады — город Жагань. Различные компоненты будут дислоцированы в Свентушове, Сквежине, Болеславце и на полигоне в Дравско-Поморске. Третье звено, база американской системы ПРО Aegis Ashore, было заложено в польском Редзикове в мае 2016 года.
Располагающийся в 250 километрах от границы с Калининградской областью объект встанет на боевое дежурство в 2018 году. Всего, согласно расчетам главы Минобороны Мацеревича, полякам, с учетом регулярных учений за последние два года, удалось аккумулировать на своей территории постоянное присутствие порядка 7 тысяч американских военных.
И если раньше президент Дуда жаловался, что страна устала быть буфером НАТО, а глава МИД Витольд Ващиковский сетовал, что Польша прозябает в роли члена НАТО «второй категории», то теперь оба довольны. Миссия выполнена: Республика Польша быстро и верно превращается в классическое прифронтовое государство — точно по заветам лидера и идеолога «ПиС» Ярослава Качиньского.