На фоне почти безрезультатных переговоров лидеров «нормандской четверки» на Украине снова заговорили о сворачивании Минского процесса. В качестве альтернативы «Минску» Киев рассматривает реинтеграцию Донбасса с помощью миротворческой миссии ООН. С этой идеей глава украинского МИД выступает не впервые, но план ее реализации остается все таким же абсурдным. Москва и Донецк никогда не согласятся завести в Донбасс миротворцев по сценарию Зеленского.
«Когда мы поймем, что в рамках "Минска" больше ничего говорить нельзя и Россия упирается по каждому пункту, тогда мы будем обращаться к следующему шагу. Это будет решение не мое, а президента, но моей рекомендацией, наверное, будет миротворческая миссия», — заявил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко.
В сентябре он уже размышлял о миротворческом контингенте как о возможной альтернативе Минскому процессу.
Звучало это довольно странно, поскольку раньше об использовании контингента ООН в Донбассе по обе стороны от линии фронта говорили исключительно как об инструменте реализации уже достигнутых мирных договоренностей.
Одно без другого немыслимо. Но Украина все переворачивает с ног на голову.
К информации трехмесячной давности добавилось следующее утверждение Пристайко: «Такая возможность (ввести миротворцев — прим. RuBaltic.Ru) у нас есть».
Не совсем понятно, почему глава украинского МИД столь уверен в своих силах.
Идею миротворцев под разными предлогами могут не поддержать даже западные союзники Киева.
Во-первых, потому что умиротворение региона, который по площади территории и численности населения сопоставим с не самыми маленькими европейскими странами, — это удовольствие не из дешевых. Желающие его оплачивать явно не будут выстраиваться в очередь (не факт, что вообще найдутся). Во-вторых, Запад вряд ли захочет вовлекаться в донбасский конфликт, а участие в миротворческой миссии, к примеру, французских солдат будет означать, что Франция начинает нести куда более серьезный груз ответственности за происходящее на востоке Украины. Зачем это нужно Эммануэлю Макрону или любому другому европейскому лидеру?
Почему, собственно говоря, Берлин и Париж мертвой хваткой «вцепились» в Минские соглашения?
Потому что этот формат мирного урегулирования конфликта не предполагает прямого участия Запада.
Европа будет всеми силами стараться сохранить этот «статус-кво» и оставить вопрос Донбасса прерогативой российско-украинских отношений. Так что идея министра Пристайко в Елисейском дворце или федеральном правительстве Германии будет вызывать не менее нервную реакцию, чем в Кремле.
Но предположим, что западные кураторы все-таки поддержат Зе-команду в этом вопросе.
Тогда «миротворческие» позывы Киева усмирит Москва.
Для учреждения подобной международной миссии необходимо соответствующее решение Совета безопасности ООН, где у России есть право вето. В 2017 году Путин дал понять, что других вариантов здесь нет и быть не может.
Иными словами, чтобы протащить идею миротворцев через Совбез, Украине неизбежно придется согласовывать ее с РФ. Сделать это почти наверняка не получится.
В «голубых касках» ООН Киев видит инструмент возвращения контроля над Донбассом, а Москва готова обсуждать идею миротворческого контингента только в контексте Минских соглашений.
Сам Пристайко признает, что российские предложения, которые «зарубил» Порошенко, в команде нового президента отклика тоже не находят. Речь идет об идее разместить миротворцев исключительно вдоль линии фронта, чтобы прекратить стрельбу и спокойно перейти к выполнению остальных пунктов «Минска».
У команды бывшего главы украинского МИД Павла Климкина были свои аргументы, но Пристайко ясно дал понять, почему этот вариант не устраивает Незалежную.
Потому что Украина не желает выполнять Минские соглашения.
По крайней мере, без нескольких существенных правок, которые полностью исказят суть документов. В этом контексте показательно, что господин министр не говорит о миротворцах ничего конкретного. И даже не пытается ответить на главный вопрос: зачем вообще в Донбассе нужен контингент ООН? Какова его функция?
Предложение Путина сопровождалось четкой аргументацией. Как ни странно, логика была даже у Порошенко, который хотел наводнить «голубыми касками» всю территорию отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), но при этом не высказывался о возможном выходе из Минского процесса. Какой логикой руководствуется Пристайко, остается только гадать.
Видимо, для Зе-команды идея миротворцев — это своеобразное дипломатическое золото Полуботка.
На заре распада СССР украинцев кормили легендами о том, что прославленный казацкий гетман Полуботок перед заточением в Петропавловскую крепость передал свои сбережения в один из английских банков и велел пожертвовать их в будущем независимой Украине. Сумма якобы накопилась просто астрономическая. Украинцам нужно было обзавестись своей независимой державой, а больше ничего делать не надо — на их головы свалятся несметные богатства!
Вера в чудотворную силу миротворцев сродни вере в золото Полуботка.
Вместо того, чтобы самостоятельно разруливать непростую ситуацию в Донбассе, глава украинского МИД предлагает беспроигрышный вариант — «заграница» все сделает самостоятельно.
Пусть на неподконтрольные территории придут немцы, французы, американцы. Пусть они разберутся с «боевиками» и под победные фанфары вручат Зеленскому ключи от Донецка и Луганска.
Эти планы рождаются в команде новой украинской власти не от большого ума. Нет никакого смысла обсуждать их всерьез: даже если миротворцы в Донбассе появятся, хозяйничать им не дадут.
Вооруженный контингент ООН может быть только катализатором выполнения тех политических договоренностей, которые заключены между сторонами конфликта. Поэтому в случае выхода Украины из Минского процесса в Кремле даже не станут обсуждать с ней эту тему.
Впрочем, как и любую другую…
Ангела Меркель была права, когда сказала, что «Минск» не должен быть закостенелым документом. Его можно дорабатывать. Это наглядно продемонстрировала начатая президентом России дискуссия о миротворцах: если о них ничего не сказано в первоначальных договоренностях, это не значит, что их по определению нельзя использовать.
Но нет оснований сомневаться, что в ближайшие годы президент России не допустит изменений Минских соглашений по сути.