×
Политика Политика

Польский эксперт: Западу не нужно сотрудничество с Украиной

Источник изображения: 2000.ua

Введение очередного пакета антироссийских санкций Брюсселем и Вашингтоном демонстрирует неготовность западных стран к диалогу с Россией. Среди главных европейских сторонников развития «санкционной войны» - «ястребы» Польши. О том, для чего Варшаве нужны эти санкции и как долго будет продолжаться эскалация международного кризиса, порталу RuBaltic.Ru рассказал кандидат политических наук, преподаватель Варминско-Мазурского университета (Ольштын) Кшиштоф ЖЕГОТА:

- Г-н Жегота, в Ваших выступлениях часто звучит тезис «Калининградская область – “витрина” России в ЕС». Каким образом новые санкции могут отразиться на общих сферах сотрудничества Калининградской области и ЕС?

- Мой тезис связан прежде всего с тем, что многие жители стран ЕС (Германии, Польши, Литвы) приезжают в Калининградскую область, ведут там торговые мероприятия, у них там знакомые и, что самое важное, часто получается так, что Калининградская область - это единственный регион России, который они имеют возможность посетить по упрощённой процедуре. Поэтому этот регион, по мнению граждан стран ЕС, является такой “витриной”.

Необходимо обратить внимание на то, что санкции относятся в первую очередь к «большой» экономике, финансовым рынкам и частично к новым технологиям. В этих отраслях Калининградская область не является важным субъектом с точки зрения как России, так и стран ЕС. Если только новые санкции не будут угрожать основным механизмам приграничного сотрудничества, к примеру, МПД с соседними странами ЕС.

- Получается, что, несмотря на внешние обстоятельства, Калининградская область всё же может сохранить свой статус «хорошего партнёра ЕС»?

- Скажу так: никаких сомнений, господа! Ведь роль Калининграда в отношениях Россия - ЕС зависит прежде всего от желаний и планов российских федеральных властей. Но если у федеральных властей имеются другие планы, то Калининградская область может стать лишь «прибором» в большой политике, хотя я надеюсь, что такого не произойдёт.

Для Польши в целом Калининградская область не является таким уж важным экономическим партнёром. Нужно обратить внимание на то, что регион не играет никакой роли в самых значимых польско-российских отраслях (энергетика, торговля газом и нефтью). Наверное, проблемы торговли в сфере сельскохозяйственного производства в какой-то степени всё же могут повлиять на отношения с Калининградской областью, но не напрямую.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что самым плохим последствием «санкционной войны» может быть потеря доверия и взаимопонимания. В таком случае, можно предположить, что все проекты, связанные с дальнейшей либерализацией безвизового режима, могут быть заморожены.

Например, проекты по открытию новых пограничных переходов между Польшей и Россией; а те, в свою очередь, нужны для развития местного пограничного передвижения. Примечательно то, что сразу после возникновения украинского кризиса в Польше снова началась дискуссия на тему перекопа через Вислинскую косу.

Что касается объёма экономических потерь, связанных с введением санкций, то конкретные цифры на данном этапе неизвестны. Сейчас очень тяжело посчитать ущерб. Но то, что его понесут все стороны конфликта, – это точно.

- Как Вы считаете, насколько опасны эти санкции ЕС для экономики России в целом?

- Вообще, санкции вредят всем - как России, так и странам ЕС. Что касается новых санкций ЕС против России, то они обязательно отразятся на экономических и политических отношениях ЕС - Россия в целом.

Однако наиболее опасен всё же российский ответ на европейские санкции, потому что Россия запретила ввоз из Евросоюза продовольственных продуктов, которые сама она вполне может заменить на отечественные.

Таким образом, в дальнейшей перспективе Россия, наверное, сможет приспособиться и к новым условиям - особенно в отраслях, связанных с новыми технологиями и производством военной техники. Не менее значимым фактором является то, что Россия уже интенсивно ищет новых экономических и торговых партнёров, например, Китай. Кроме того, страны - члены группы БРИКС могут в будущем укреплять свои торговые связи с Россией вместо ЕС.

- Ещё недавно весь интернет был полон шутками о «яблочном эмбарго». Как Вы оцениваете польско-российские отношения сегодня? Ощущается ли дипломатическое напряжение между двумя странами?

- Признаки этого напряжения очевидны. Они возникают по причине отсутствия интенсивности дипломатических и политических контактов. А их сейчас в польско-российских отношениях, к сожалению, почти нет. Существующие разногласия возникают не из-за какой-то генетической враждебности между Польшей и Россией, а из-за различий в интересах. Россия, как мне кажется, осуществляет сейчас масштабный интеграционный процесс на постсоветском пространстве. Никакие интеграционные проекты не возможны без Украины, и российские власти это правильно понимают. Поэтому у них такая детерминация - втягивать Украину в евразийское (а не европейское) сотрудничество.

- США и Запад называют санкции против РФ «попытками урегулировать кризис на Украине». А как объясняет свою активность Польша? Или же всё дело не иначе как в подчинении политике ЕС?

- В западных и (особенно) южных странах Европы нет понимания «украинского вопроса». Лидеры Запада не видят никаких интересов в сотрудничестве с Украиной. Они больше заинтересованы Исламским государством Ирака и Леванта. В свою очередь, Польша всегда хотела осуществлять так называемую «гедройцевскую идею», связанную с втягиванием стран, расположенных между Польшей и Россией (Литва, Беларусь, Украина), в сеть западноевропейского сотрудничества (наследие политики Речи Посполитой в XV - XVIII веках). Я не берусь оценивать, насколько разумно использование этой концепции, но сейчас это основа польской восточной политики.

Польша не может допустить изменений в нынешнем порядке и границах в Восточной Европе потому, что это может быть «ящиком Пандоры» и причиной серьёзных пограничных конфликтов в этой части Европы.

И, кстати говоря, эта разница интересов - нормальное явление в международных отношениях, но в то же время она является причиной охлаждения польско-российских отношений.

- Как долго, на Ваш взгляд, будет длиться «санкционная война» и можете ли Вы предсказать её исход?

- Я думаю, что на сегодняшний день никто не может предсказать исход «санкционной войны», даже лидеры стран - сторон конфликта. Всё зависит от урегулирования украинского кризиса и европейско-российского соглашения на тему статуса Украины в будущем. В Польше, как и в России, все рассчитывают на мирное урегулирование украинского конфликта. В дальнейшей перспективе «санкционная война» может стать причиной смены векторов экономического сотрудничества в мире и более тесного сотрудничества России и стран Восточной Азии. 


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров