Литва, Латвия и Эстония получили Вестфальскую премию мира. Высокое жюри обосновало свое решение тем, что нужно оказать этим странам поддержку в год их столетия и поощрить за стремление к членству в ЕС. Логика жюри парадоксальна: оно вручило премию мира странам, которые все 27 лет своей «независимости» поддерживают и провоцируют войну, а их европейская интеграция может вызывать только жалость.
Международная Вестфальская премия мира присуждается с 1998 года за достижения в области европейской интеграции. В жюри премии в настоящее время входят председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, председатель Бундесбанка Йенс Вайдман и праправнук кайзера Вильгельма II Георг Фридрих Прусский.
Церемонии вручения премии проходят в Мюнстере, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия. Свое название премия получила в память Вестфальского мира 1648 года, который завершил Тридцатилетнюю войну и положил начало Вестфальской системе международных отношений.
Между прочим, довольно странная смысловая привязка. Вестфальская система утвердила принцип государственного суверенитета и международный порядок на основе баланса сил великих европейских держав. Ничего общего с Европейским союзом и его приматом ценностей, делегированием суверенитета, наднациональными органами власти и отказом от применения силы в отношениях между странами — членами ЕС.
Столь же сомнительно ставить знак равенства между словами «мир» и «европейская интеграция». После того как страны — члены Евросоюза вместе бомбили Белград и уничтожили Югославию, утверждение, что европейская интеграция несет исключительно мир и процветание народам Европы, мягко говоря, небесспорно.
Высокое жюри Вестфальской премии, видимо, живет в какой-то своей, параллельной реальности, в которой присуждение награды Эстонии, Латвии и Литве логично и закономерно, потому что вообще-то поощрять Прибалтику премией мира — это вершина абсурда.
За 27 лет «второй независимости» Прибалтийских республик не было такой военной авантюры США, которую они бы не поддержали раньше всех остальных американских союзников. Страны Балтии выступили за бомбежки Югославии еще до того, как в НАТО было окончательно решено ее бомбить. Они поддержали войну в Ираке, не испугавшись в канун вступления в ЕС выступить против Германии и Франции, которые американское вторжение в Ирак не поддерживали. Были за уничтожение Ливии. Высказывались за бомбардировки Америкой Сирии. Утверждали, что для того, чтобы американцы кого-то бомбили, им не нужен мандат Совбеза ООН.
Но поддержка военных конфликтов — это полдела.
Страны Прибалтики еще и провоцировали такие конфликты, причем используя для провокаций институты ЕС.
При этом особое иезуитство вручать Эстонии, Латвии и особенно Литве премию мира за членство в ЕС. Философией создания Евросоюза было достижение кантовского вечного мира — прекращение войн в Европе. Отчасти этого удалось достичь: между странами — участниками европейской интеграции войны прекратились. Поэтому в присуждении премии мира за европейскую интеграцию есть своя логика, только вручать ее по этой логике надо не в Вестфалии, а на родине Иммануила Канта — в Калининграде.
Однако после большого расширения ЕС 2004 года «новые европейцы» стали использовать европейские институты не для укрепления мира, а для разжигания розни.
Самые яркие примеры — программа Восточного партнерства и председательство Литвы в Совете ЕС.
С подачи официального Вильнюса ассоциация Украины с ЕС превратилась в борьбу России и Запада за Украину, и к Вильнюсскому саммиту Восточного партнерства все европейские лидеры поддались азарту «геополитической игры», исключив учет интересов пророссийски настроенных жителей Украины. Результатом стал катастрофический кризис, который Европа будет преодолевать еще многие годы.
До заключения Минских соглашений страны Балтии выступали за военное решение конфликта в Донбассе и не признавали возможности переговоров Киева с сепаратистами Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Литва стала первой страной в мире, официально поставлявшей Киеву оружие в разгар боевых действий. Вручать после этого прибалтийским лидерам премию мира — это как вручать премию за гуманизм людоеду.
«Эстония, Латвия и Литва являются северными форпостами Евросоюза, из-за их географического положения эти страны сегодня уязвимы. Необходимо оценить по достоинству их усилия по интеграции в Европу и оказать им поддержку», — пояснил мотивы жюри председатель Вестфальского экономического общества Райнхард Цинканн.
Из этих слов следует, что Вестфальскую премию мира Прибалтике дали не за успехи и достижения, а из жалости, в знак поддержки как поощрительный приз.
И еще в честь своего столетия Литва, Латвия и Эстония получили «цацку», как дорогой Леонид Ильич раз в пять лет получал к юбилею звезду Героя Советского Союза. Аналогия с брежневским Политбюро не поверхностная — высшие чины Германии и Евросоюза явными признаками старческого маразма все больше напоминают «кремлевских старцев» времен «застоя». Чего стоит один член жюри Вестфальской премии мира Жан-Клод Юнкер, про которого в ЕС все всё понимают, как в СССР понимали про позднего Брежнева или Черненко.
Европейский официоз тоже начинает впадать в маразм. «Эстония, Латвия и Литва были не единственными странами Восточного блока, которые вступили в 2004 году в ЕС. Но их европейская интеграция проходит более убедительно. Так, например, все три страны после жесткого курса экономии показали хорошие экономические результаты, и благодаря этому, а также политической воле их руководителей, уже ввели в обращение евро — в отличие от многих других стран, недавно вступивших в Евросоюз», — пишет немецкий аналог советского «иновещания» Deutche Welle об «истории успеха» балтийских стран, оправдывая вручение им Вестфальской премии мира.
Почему это впадение в маразм? Потому что слова Deutche Welle даже не нужно опровергать — «Немецкая волна» делает за «кремлевскую пропаганду» всю работу и опровергает себя сама.
Рассуждение об успехах стран Балтии Deutche Welle подкрепляет ссылкой на собственный репортаж из Латвии, в котором посреди лучезарных рассказов о радостях европейского выбора упоминает, что каждый четвертый трудоспособный житель Латгалии сидит без работы.
Армия чиновников в Латвии за 15 лет выросла втрое, сельскохозяйственное производство сократилось вдвое, промышленное — втрое, внутренний рынок захватил импорт, а десятки тысяч жителей уехали от безработицы в Англию и Ирландию.
К такой всеобъемлющей панораме «истории успеха» нечего ни прибавить, ни убавить. Если в понимании Deutche Welle и высокого жюри Вестфальской премии мира это успех, то страны, которые не входят в Евросоюз, могут только радоваться, что им такого «успеха» не светит.