×
Политика Политика

Прибалтике не удалось создать единый «антироссийский фронт» в Европе

Источник изображения: http://kvedomosti.com/

За последние несколько дней новое руководство Украины предприняло ряд откровенных провокаций против России. Киевская власть, судя по её действиям, не заинтересована в урегулировании международного кризиса, так же как США и элиты Восточной Европы. Однако в Европе в этом вопросе нет единодушия: отдельные страны и влиятельные политики отказываются от бескомпромиссно антироссийской позиции.

В марте этого года международное сообщество было практически едино во мнении, что Россия начала агрессию против Украины. Однако события последних выходных должны сильно поколебать это единодушие: судя по ним, скорее можно говорить об агрессии Украины против России.

В последние дни украинская военная техника сосредоточилась на границе с Россией, а украинские БМП нарушили военную границу с Россией, оказавшись на территории Ростовской области. На следующий день после БМП на территории Ростовской области появился украинский вертолёт, вооружённый ракетами. Он был сбит.

Два этих инцидента можно было бы объяснить далеко не лучшим состоянием украинской армии, в которой не могут ориентироваться на местности и не умеют читать карту, потому и плутают с военной техникой по оврагам и полям, не зная, в какую страну они сейчас заехали. Однако одновременно с этим произошли события у российского посольства в Киеве.

В субботу 14 июня толпа из нескольких сотен неонацистских молодчиков устроила погром здания дипмиссии: в окна летели булыжники, в стены – пакеты с «зелёнкой»; на парковке перед посольством переворачивали машины, на входе нарисовали свастику и сорвали российский флаг, заменив чёрно-красным флагом бандеровского движения.

Призывы атаковать российское посольство распространялись в социальных сетях за пару дней до той субботы, а по действиям юных неофашистов было видно, что на акцию они пришли подготовленными. При всей признаваемой самими украинцами некомпетентности местных спецслужб, неужели они не делают даже такой элементарной вещи, как мониторинг активности радикалов в социальных сетях? И неужели у них нет своих информаторов в экстремистских организациях? В противном случае, почему они не сообщили в российское посольство о готовящемся нападении? Не посоветовали эвакуировать работников посольства? Не выставили у здания дополнительную охрану? Ничего этого сделано не было: украинская милиция, обязанная защищать дипмиссию, демонстративно бездействовала, а прибывший к посольству министр иностранных дел Украины под одобрительный свист и аплодисменты собравшихся покрыл матерной бранью президента Путина.

В этот же смысловой ряд отлично укладываются и переговоры по газу, которые украинская сторона, похоже, совсем не боится сорвать, оставив без газа себя, а затем, по аналогии с 2009 годом, и Европу. Премьер-министр Яценюк уже дал команду украинским предприятиям готовиться к отключению газа, а украинские министры и депутаты оптимистично заявляют, что имеющегося газа стране хватит до октября.

Официальный Киев явно не заинтересован в урегулировании кризиса, причём до такой степени, что открыто провоцирует Россию на прямой дипломатический или даже военный конфликт.

Зачем украинскому руководству разрыв дипломатических отношений, отключение газа или вовсе военное вторжение Москвы, в принципе понятно. Пока продолжается противостояние на Донбассе и остаётся актуальной тема российской агрессии, можно уводить внимание общества от плачевного состояния экономики. А внимание активной части общества, вышедшей этой зимой на Майдан, - от отсутствия всех тех реформ, ради которых она на Майдане и мёрзла. Новая «революционная» власть не сделала ничего в области борьбы с коррупцией, люстрации, реформ прокуратуры и суда. Более того, она сплошь состоит из людей, бывших во власти и при Януковиче, повязанных старыми коррупционными схемами и связями. Но на всё это прогрессивный активист Майдана готов закрывать глаза, пока есть «угроза с Востока».

Помимо нового украинского режима, в провоцировании России на прямую агрессию заинтересованы внешние игроки. В первую очередь, Соединённые Штаты, которые по-прежнему намерены использовать украинский кризис для разрыва экономических связей, прежде всего, Европы с Россией.

Поэтому Сенат США на днях потребовал введения против России экономических санкций, которые должны затронуть российскую энергетику, металлургию, добычу полезных ископаемых, машиностроение, оборону – то есть те отрасли, которые связывают российскую экономику с экономиками европейских стран.

Ещё один игрок, на этот раз коллективный, который заинтересован в том, чтобы спровоцировать Россию, – это Восточная Европа. Например, лидеры Румынии и Словакии призвали страны ЕС объединиться против «российского экспансионизма». «В течение многих веков Россия — которая называлась Россия, Советский Союз, но это не имеет значения — была великой державой, а любая великая держава должна получать недвусмысленный сигнал от Европы о том, где находится красная линия», - заявил премьер-министр Румынии Виктор Понта. «В настоящее время в Евросоюзе мы наблюдаем расхождение во взглядах, которое, по мнению некоторых, основано на прагматизме, но лично я назвал бы это скорее эгоистическим подходом отдельных стран», - считает новоизбранный президент Словакии Андрей Киска.

Эти новые заявления звучат в унисон со ставшими уже классикой жанра высказываниями из прибалтийской «буферной зоны». Из последнего: «Если мы думаем, что оккупация и бряцание оружием - это понятия прошлого столетия, то события этого года в Украине нам напоминают, что свобода - это не данность. Что все ещё есть силы, желающие захватывать, разрушать, уничтожать», - провозгласила 14 июня президент Литвы Даля Грибаускайте на церемонии, посвящённой памяти жертв «советской оккупации, геноцида и репрессий».

Однако ненавистные «новым европейцам» прагматизм/эгоизм и защита интересов делового сообщества недаром являются основами европейской цивилизации. В богатых и самодостаточных Западной и Северной Европе явно не собираются внимать увещеваниям бедной и дотационной Восточной Европы, которая, живя на их деньги, им же доказывает, что деньги – не главное.

Более 49% немцев, согласно опросу «Infratest dimap», хотят, чтобы Германия была посредником между НАТО и ЕС с одной стороны и Россией - с другой. Только 45% граждан полагают, что Германия должна позиционировать себя исключительно как участник западного альянса. Три четверти финнов не считают Россию угрозой для безопасности Финляндии: почти 60% опрошенных финнов заявили, что Финляндии не стоит поддерживать направленные против России санкции, поскольку значение России для финской экономики очень велико.

«Я глубоко убеждён в том, что мы имеем дело с ситуацией, которая в значительной степени имеет собственную динамику развития, - считает министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. – На востоке Украины существуют группировки, которые не подчиняются ни Киеву и правительству Украины, ни Москве и российскому руководству. Я уверен, что не все действующие там группы готовы слушать указания Москвы». Нападение на российское посольство в Киеве осудили ЕС, ОБСЕ и главы МИД основных европейских стран. «Восточная Украина живёт за счёт промышленности, которая ориентирована главным образом на Россию. То, что Киев хочет сблизиться с Западом, логично. Как логично и то, что восток страны хочет сохранить тесные торговые отношения с Россией. Переметнувшиеся олигархи, которые пришли к власти, - не самые лучшие моральные гаранты революционной Украины», - пишет французская «Le Figaro», доказывая, что необходимы переговоры с Россией, а всем сторонам конфликта нужно пойти на уступки.

Наконец, даже в Восточной Европе и среди стран - соседей России никак не выстраивается единый антироссийский фронт, чего так хотели бы США и проводники их интересов в Европе - прибалтийские «ястребы».

«Не Россия и не Путин были причиной того, что вспыхнуло на киевском Майдане. Ситуацию перевернули Западная Европа, Соединённые Штаты, - считает экс-президент Чехии Вацлав Клаус. - Я с самого начала говорил: не давите на Украину, вы её уничтожите и развалите. Именно это, к сожалению, и произошло». «Хочу сказать со всей определённостью, Польша — пока я буду входить в круг лиц, принимающих решения, — не будет страной, реализующей агрессивную антироссийскую концепцию», - заявил премьер-министр Польши Дональд Туск. «Мы – соседи. В отличие от других соседей России, мы не являемся членом НАТО. Наши отношения с Россией строятся на основе двусторонних контактов», - заявил президент Финляндии Саули Ниинистё. В начале июня две трети депутатов парламента Финляндии высказались против вступления страны в НАТО.

Перечисленные европейские страны экономически успешны и зависят от экономических связей с Россией гораздо меньше, чем радикально настроенные Литва или Румыния, не говоря уже о самой Украине. Но почему-то их позиция в украинском вопросе гораздо сдержаннее и умереннее, чем риторика стран «буферной зоны», которые от провокаций в отношениях с Россией только теряют.

Впрочем, ничего неожиданного. Связано это с одной простой вещью: теряют страны, а их политики-провокаторы, наоборот, приобретают.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров