Опыт предыдущих президентских выборов в Литве показывает, что у завоевавшего второе место в первом туре кандидата есть все шансы победить по итогам тура второго. Есть такой шанс и у Бальчитиса. Правда, есть и одно серьезное «но», которое мешает этим шансом воспользоваться.
Из пяти президентских кампаний (не считая нынешнюю) литовцам лишь дважды удалось с первого раза определиться со своими предпочтениями относительно лидера страны: в 1993 г. им стал Альгирдас Бразаускас, в 2009 г. – Даля Грибаускайте. Из оставшихся трех раз выборы в итоге выигрывал кандидат, который занял именно второе место в первом туре. Так, например, в 1998 г. к власти пришел Валдас Адамкус, который в первом туре проиграл Артурасу Паулаускасу (27,9% у первого против 45,28% у второго), но затем смог собрать большинство электората выбывших кандидатов и пусть с минимальным отрывом - меньше процента – но все же обошел фаворита президентской гонки.
Второй случай еще более показателен – на лицо множество параллелей с сегодняшней ситуацией. Фаворитом избирательной гонки 2002 г. считался уже сам Валдас Адамкус – на тот момент действующий президент. Как и Даля Грибаускайте, он шел формально независимым кандидатом, но фактически был поддержан литовскими консерваторами. Так же, как и в нынешнем случае, действующий президент победил в первом туре (с результатом 35,5%), а его ближайший соперник заметно отстал: Роландас Паксас тогда получил лишь 19,66% - немногим больше, чем З.Бальчитис в 2014 г. Но это не помешало Паксасу мобилизовать протестный электорат выбывших кандидатов и получить во втором туре уже 54,71%, оставив позади В.Адамкуса с хорошим, но недостаточным результатом в 45,29%.
Оба этих случая показывают, что поражение в первом туре в Литве – это зачастую поражение в битве, которое затем позволяет победить в войне. Применима ли эта формула к президентской кампании-2014?
Вполне возможно. По мнению литовского политолога Альгиса Крупавичюса, к Бальчитису с легкостью перейдут голоса кандидата от Партии труда Артураса Паулаускаса, поскольку их электорат похож, Вальдемара Томашевского и так называемые «голоса протеста» Наглиса Путейкиса. Разделятся между участниками гонки, по мнению эксперта, лишь голоса Зуокаса. Кроме того, важным будет то, насколько активно за Бальчитиса будет агитировать поддержавший его ранее Паксас. «Если арифметически сложить голоса других кандидатов, которые они получили в первом туре, основная часть должна перейти к Бальчитису. Тогда станет очевидно, что позиции Грибаускайте и Бальчитиса во втором туре выборов похожи», - считает А. Крупавичюс.
Но чтобы собрать этот протест в одних руках, в данном случае существует одна проблема – сложно придумать кандидата, которой подходил бы на эту роль хуже, чем Бальчитис. Когда тот же Р.Паксас выходил во второй тур, он уже имел имидж бунтаря и борца с «системой». Бывший премьер-министр, который рискнул покуситься на святая святых – американское лобби в Литве! Более того, не просто отказался продавать единственный в Прибалтике НПЗ американской компании, а поддержал идею его передачи российским инвесторам – единственным, кто был способен загрузить завод сырьем. Паксас пошел до конца, пожертвовав даже своим премьерским креслом. Такой кандидат, действительно, был альтернативой Адамкуса и мог повести за собой несогласных. И повел.
Голосование же в первом туре нынешних выборов наглядно показало, что курс Грибаускайте уже не пользуется поддержкой большинства – люди устали жить в «осажденной крепости» и хотят перемен. И тот, кто эти перемены предложит, «новый Паксас», соберет во втором туре большинство голосов.
Бальчитис же умереннее, чем даже Паксас «старый». «Президенту Грибаускайте повезло, что второй кандидат такой своеобразный. Если утрировать, можно сказать, что он не очень хочет победить. Он не поднимает острые вопросы, не старается проявить разногласия, по многим вопросам его позиция совпадает с позицией Грибаускайте. Можно оценивать разве что различия характеров», - считает доцент Университета Миколаса Ромериса Саулюс Спурга. Бальчитису необходимо для победы резко поменять свою риторику, чтобы продемонстрировать, в чем же его альтернатива действующему президенту.
Однако сложно демонстрировать черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет. В итоге победа Грибаускайте во втором туре станет не кредитом общественного доверия ее курсу еще на 5 лет, а победой безысходности, когда ни один из допущенных к выборам политиков так и не смог поднять голову, чтобы начать переписывать под себя сценарий спектакля, хотя перо лежало под рукой.