Киевский суд 23 марта на два месяца арестовал народного депутата Надежду Савченко по подозрению в подготовке теракта и государственного переворота. О том, какие цели преследует украинская власть, создавая из «героя Украины» террориста, а также о траектории развития политической карьеры самой Савченко и подготовке к президентским выборам 2019 года аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал украинский политолог, политтехнолог, кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН:
— Г‑н Якубин, несколько месяцев назад Савченко была едва ли не главной героиней новой украинской политики. Как случилось так, что от нее отвернулись политические союзники?
— Савченко называли «иконой демократии». Украинские политики сами создали «икону», образ мученицы и героини, не вчитываясь глубоко в то, какая Савченко на самом деле и как она может себя вести.
Когда Савченко вернулась в Украину и начала активно вникать в процессы украинской политики, стало понятно, что она абсолютно не соответствует созданному образу: говорит неудобные вещи о решении конфликта в Донбассе, о ситуации в вооруженных силах, поднимает тему коррупции на войне. Всё это бьет по нынешней власти.
В книге Савченко «Сильное имя Надежда», которая вышла во время судебного процесса в Москве, можно найти почти все мысли, которые Савченко высказывала уже после возвращения в Украину. В Украине эту книгу не читали, а в ней говорится, что нужно бороться против олигархов, а не против представителей самопровозглашенных республик и т. д.
Если бы представители украинской власти тогда прочитали книгу Савченко, некоторые из них относились бы к ее персоне по-другому и не носили бы белые футболки с надписью «free Savchenko».
Политики разочаровались в Савченко, она стала для них неудобной фигурой. Силы, которые активно ее раскручивали в 2015–2016 годах, в частности партия Юлии Тимошенко «Батькивщина», перестали видеть в Савченко необходимые эффекты.
Савченко была первым номером в партийном списке «Батькивщины», что позволило партии войти в парламент. «Батькивщина» набрала 5,68%, преодолев проходной барьер в 5%.
В том, как складывается нынешняя ситуация, есть несколько нюансов.
Во-первых, власть вновь решила использовать Савченко, но уже в другом контексте. Внимание населения нужно переключить с разговоров о коррупции в военном секторе. А Надежда должна олицетворять усиление террористической угрозы в Украине в преддверии выборов 2019 года.
По разным оценкам, сейчас на армию выделяется от 3 до 5% ВВП Украины. При этом в украинской армии может не хватать самых элементарных вещей, и эти проблемы остаются.
Обвинения, которые предъявляют Савченко, звучат карикатурно. Якобы она собиралась минометами обрушить купол Верховной рады и готовила некий теракт, после которого бы ходила по залу парламента и добивала выживших. Звучит сюрреалистично. Как раз этим словом Савченко обвинения и охарактеризовала.
Во-вторых, Савченко могут использовать ближе к выборам. Ее судебный процесс будет длиться много месяцев. Сейчас Савченко содержат под стражей в рамках предварительного заключения. Сам процесс, по существу, начнется в 20‑х числах мая.
Есть некий расчет, что судебный процесс на своем пике будет ближе к президентским выборам. Я не исключаю, что Савченко в этой игре используют втемную, в том числе чтобы немного нарастить ей оппозиционный рейтинг и, возможно, использовать как кандидата в президенты.
Тогда Савченко стала бы конкурентом Юлии Тимошенко и оттянула бы у нее 2–3% рейтинга. Власть сейчас рассматривает несколько вариантов, как разбить избирателя Тимошенко и небольшими процентами отщипнуть голоса, чтобы она не прошла во второй тур выборов.
Юлия Тимошенко / Источник: sputniknewslv.com
— На Украине Савченко часто упрекают в том, что она несамостоятельная фигура и находится под влиянием, возможно российским. Насколько независима Савченко в своих действиях и политических высказываниях?
— Сейчас от Савченко отстранились ключевые игроки политического процесса. Вокруг нее не видно коалиции, которая бы оказывала поддержку или ожидала ее освобождения. Бывшие союзники Савченко либо проигнорировали ее, либо решили эту тему не поднимать. Более того, за лишение Савченко депутатской неприкосновенности из всех фракций Верховной рады не голосовал только «Оппозиционный блок», к которому она никакого отношения не имеет. В «Оппозиционном блоке» мотивировали свое решение тем, что в деле Савченко прослеживается политическая линия.
— Подозрительно.
— Да. Но в дальнейшем «Оппозиционный блок» активно не включался в эти процессы. Лидер партии Юрий Бойко, комментируя дело Савченко, заявил, что эта тема не волнует граждан Украины.
Савченко пытались приписать связь с Виктором Медведчуком — украинским политиком, которого в Украине называют «кумом Путина». Но сама Савченко с ним лично никогда не встречалась, о чём много раз говорила. Более того, ее дискурс отличается от дискурса Медведчука и его движения «Украинский выбор».
Возможно, власть использует Савченко, чтобы ударить по Медведчуку. Президент Украины Пётр Порошенко ревностно относится к вопросу обмена пленных и хотел бы эти лавры у Медведчука отобрать в преддверии выборов.
Возможно, Савченко хотят связать с политическим проектом «За життя». Но пока его представители не показывают, что готовы ее поддерживать. Сама Савченко и ее сестра говорят о собственном политическом движении «За Надежду».
Но главные политические игроки пока не включаются в борьбу за Савченко. Украинские СМИ всё реже о ней пишут. Пока что четкой привязки Савченко к какой-либо политической силе или коалиции не наблюдается. Возможно, что-то прояснится, когда у Савченко будет возможность публично выступать в суде.
— Когда Савченко находилась в российской тюрьме, она была едва ли не первым медийным лицом в европейских и прибалтийских СМИ. Почему сейчас Евросоюз и Литва, которая раньше была очень активна относительно Савченко, молчат и не уделяют ее задержанию внимания?
— Ситуация с задержанием Савченко двоякая. Запад очень много инвестировал ресурсов (символических, коммуникационных, политических) в Савченко. В процессе ее освобождения активно участвовали американские и прибалтийские политики.
Европарламентарий Ребекка Хармс заявила, что собирается навестить Надежду, чтобы узнать, что происходит в Украине. Но в целом реакции почти нет. Вопрос Савченко западными СМИ игнорируется.
Поднимать тему Савченко сейчас означало бы публично вступить в активную фазу критики действующего в Украине президента и режима. На мой взгляд, молчание западных политиков связано с тем, что им сейчас это невыгодно.
В течение активной фазы судебного процесса часть западных политиков и международных организаций, возможно, будут высказываться на эту тему, защищая свой имидж. Не стоит забывать, что Савченко была представителем от Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Я думаю, что замолчать положение Савченко вряд ли удастся, но количество голосов в ее поддержку минимально.
— Насколько реальными были угрозы террористических актов, которые озвучивала Савченко? Возможно ли доказать, что они действительно планировались?
— К тем материалам, которые были представлены в зале Верховной рады, нет большого доверия. Генеральный прокурор Юрий Луценко ранее представлял фильм в здании парламента о связи [бывшего губернатора Одесской области, лишенного украинского гражданства] Михаила Саакашвили и [бизнесмена, соратника экс-президента Украины Виктора Януковича] Сергея Курченко. В итоге Саакашвили отправили в Польшу, несмотря на то что его обвиняли в намерении свергнуть государственную власть. Это выглядит абсурдно, но такая ситуация была.
Пока что доказательств по делу Савченко мы не видим. На этой неделе в доме Савченко был обыск, но ничего компрометирующего найдено не было.
На мой взгляд, правоохранительные органы провели обыск только после того, как осознали серьезность предъявленных обвинений. Вся эта история с Савченко притянута за уши и выглядит как срежиссированный процесс.
Савченко никто не ловил за руку, когда она устанавливала минометы. Есть только разговоры. Но никто не знает, являются ли записи этих разговоров подлинными.
— До выборов президента на Украине остается год, если они не будут досрочными. По всем опросам, на Украине сегодня нет политика, который мог бы претендовать на уверенную победу в первом туре. У кого наибольшие шансы стать следующим президентом Украины?
— Пока что рейтинги не показывают точный, зафиксированный тренд. Но есть понимание того, что Порошенко продолжает терять популярность. Его рейтинг, по большинству опросов, постоянно падает. Главная проблема Порошенко не рейтинги конкурентов, а его личный антирейтинг — 50–80%. Из пяти человек, которые в 2014 году голосовали за Порошенко, четыре не готовы снова отдать за него свой голос.
Порошенко растерял доверие избирателей. Поэтому даже попадание во второй тур для него — это достижение.
Главным конкурентом Порошенко Администрация Президента считает Юлию Тимошенко. Также как потенциальный соперник во втором туре рассматривается лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко.
Возможны темные лошадки. Например, популярный музыкант из группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук. О своих политических амбициях он может объявить на концерте в Киеве, который состоится 24 августа — в День независимости Украины.
Олигарх Игорь Коломойский может сделать ставку на выдвижение в президенты популярного в Украине комика Владимира Зеленского.
— А какие шансы у лидера Радикальной партии Олега Ляшко?
— У Ляшко сейчас есть проблемы из-за того, что Радикальная партия часто подголосовывала власти. Ляшко нужно разрушить этот имидж и бороться с Юлией Тимошенко, у которой та же электоральная база.