Если дать гражданство всем негражданам это обесценит концепцию «советской оккупации», на основании которой «оккупантов» оставили без гражданства. Так в Эстонии отреагировали на предложение министра внутренних дел раздать гражданство всем, кто жил в стране в момент ее выхода из состава СССР. Впервые в Прибалтике было так четко и откровенно заявлено, что «советская оккупация» является предлогом для нарушения прав человека и дискриминации русских.
После обретения независимости эстонского гражданства не получили 28% постоянных жителей Эстонии. Сегодня Эстонии остается 80 тысяч неграждан. Это 6% населения 1,3 миллионнной страны. По количеству жителей, не имеющих гражданства страны, Эстония стабильно находится на втором месте в Евросоюзе после Латвии, где негражданами остаются 12% жителей.
Вечный разговор о том, что институт негражданства – это ненормально, и с массовым безгражданством нужно что-то решать, и в Латвии, и в Эстонии обычно оживляется с приближением выборов. В Эстонии выборы в парламент страны Рийгикогу состоятся 3 марта, и дискуссия об эстонских русских вообще и негражданах в частности закономерным образом активизировалась.
Сперва была провокационная реклама на автобусной остановке партии Eesti-200 «это место только для русских» и «это место только для эстонцев», которая после произведенного ей международного скандала была представлена попыткой обратить внимание на раскол эстонского общества и призвать к единению эстонцев с русскоязычными. Единение в частности должно проявляться в ликвидации русскоязычного образования и обучении русских детей вместе с эстонцами в эстонских школах на эстонском языке обучение.
Не меньший скандал, хотя и не вышедший на международный уровень, вызвало предложение министра внутренних дел Эстонии закрыть уже наконец тему неграждан, выдав гражданство Эстонии тем русским, которые его до сих пор не имеют.
Глава МВД Керсти Райк в интервью изданию Eesti Päevaleht предложила ввести так называемое «окно гражданства», которое позволило бы обрести полноценные паспорта негражданам Эстонии. Райк хочет обсудить эту идею всей Эстонией после парламентских выборов, которые состоятся 3 марта.
«На данный момент в Эстонии проживает около 80 тысяч серопаспортников, из них 42 тысячи здесь родились. Как правило, это люди старше 30 лет. Смысл идеи об открытии «окна гражданства» в следующем: наши неграждане, которые живут здесь с 1991 года и отвечают определенным условиям (например, не имеют непогашенной судимости) могли бы в течение определенного промежутка времени ходатайствовать об эстонском гражданстве. Таким образом в вопросе гражданства очень быстро была бы поставлена точка», — пояснила г-жа министр свою позицию.
Степень сегрегации эстонского общества подчеркивает тот факт, что те же самые вещи Керсти Райк говорила месяц назад крупнейшей эстонской газете Postimees… однако не эстонской, а русской ее редакции. За тем, что там пишут для русских, эстонцы, включая эстонских политиков, не следят, поэтому никакой реакции от них не последовало.
Зато теперь, когда Райк сказала то же самое по-эстонски, разразился скандал до небес.
На главу МВД за инициативу дать гражданство негражданам обрушились коллеги по правительству и собственные однопартийцы – правящая элита спешно заклеймила позором ее предложение на высшем уровне.
Министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер поспешил откреститься от соратницы по Социал-демократической партии, сказав, что «на сегодняшний день такой позиции в программе социал-демократов нет, не планируем мы такого и в политике на предстоящие четыре года». Глава МИД согласен, что лиц без гражданства «в подобном объеме в сегодняшней Эстонии быть не должно», однако в предвыборной программе Социал-демократической идеи дать гражданство негражданам «нет абсолютно».
Еще жестче высказался министр юстиции Урмас Рейнсалу. По его мнению, дармовая раздача гражданства всем, кто жил в Эстонии в 1991 году, нивелировала бы понятие «советской оккупации».
«По этой логике мы бы перестали быть государством, которое было оккупировано и восстановило свою независимость, а стали бы новым государством, которое возникло в 1991 году и в котором все жители получают гражданство. Но парадоксально делать это по истечении 27 лет с момента восстановления государственности. Этот шаг приведет к появлению 80 тыс. новых граждан Эстонии без всякого выполнения условий натурализации», — сказал Рейнсалу.
Это заявление из всего, что прозвучало по теме, — самое ценное.
Министр эстонской юстиции блестяще продемонстрировал, что мифология «оккупации» является главным оправданием дискриминации русских в Прибалтике, включая, в первую очередь, позорный институт негражданства.
Если не «советская оккупация», тогда как страны Балтии оправдаются перед Западом за то, что после «восстановления независимости» четверть населения Эстонии и треть населения Латвии были лишены права участвовать в выборах, приобретать собственность, иметь социальную гарантии и государственную защиту наравне с гражданами?
Как объяснить свой местечковый апартеид, когда практически все русские в одночасье сделались людьми второго сорта и возрожденную государственность Латвии и Эстонии формировали почти исключительно «расово чистые» латыши и эстонцы?
В Прибалтийских республиках во всем, что касается национальных меньшинств, происходят немыслимые для сегодняшнего западного сообщества вещи. На русском языке в качестве основного говорят более трети жителей — и этот язык не имеет никакого официального статуса.
В Риге и Таллине говорят по-русски более половины жителей, в Нарве и Даугавпилсе — более трех четвертей. Но русский язык не имеет в местах компактного проживания русскоязычных статуса регионального языка, языка самоуправлений, языка национальных меньшинств.
Такая ситуация противоречит фундаментальным европейским соглашениям о гарантиях прав нетитульных национальностей. Чем можно оправдаться перед Европой за собственный срам? Только одним: врать, что русские в Прибалтике — не автохтонное национальное меньшинство, а «оккупанты» и их потомки, и никаких русских в Литве, Латвии и Эстонии не было до «советской оккупации» этих республик проклятым Сталиным.
«Советская оккупация» — это универсальное оправдание для этнократических прибалтийских режимов, когда им начинают указывать, что им как до Луны до европейских стандартов демократии и прав человека.
Поэтому в Латвии и Литве есть даже уголовная статья за «отрицание оккупации», по которой можно реально сесть на несколько лет.
По этой причине в Латвии и Эстонии проблема массового безгражданства не решается самым простым, эффективным и очевидным для всех способом: дать гражданство тем оставшимся русским старикам, у которых его нет и которые зачастую уже просто физически не могут своими силами его получить.
Нет, вы все-таки пройдите через горнило экзаменов по натурализации, как проходили сотни тысяч русских до вас, говорит эстонский министр юстиции. Продемонстрируйте нам знание эстонского языка, а самое главное — расскажите нам историю нашей страны в той версии, в какой мы ее написали.
Скажите экзаменационной комиссии громко и внятно, что была советская оккупация, а вы — оккупанты и их потомки.Этим вы доставите нам огромное удовольствие, за которое мы, так и быть, дадим вам гражданство.