Премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорился с лидерами Литвы, Латвии и Эстонии усилить давление на КНДР. Стремление «быть в тренде» и участвовать во всех международных кампаниях «прогрессивного человечества» поставило страны Прибалтики в затруднительное положение. Непонятно, как они будут оказывать давление на Северную Корею и тем более усиливать его.
Во время визита в Прибалтику премьер-министр Японии Синдзо Абэ призвал страны Балтии оказать давление на Северную Корею. Выступая 13 января в Вильнюсе, японский премьер заявил, что накануне зимней Олимпиады в Южной Корее важно максимизировать давление на Пхеньян и обуздать ядерные и баллистические программы КНДР. О том же Абэ говорил в Риге и Таллине.
Прибалтийские лидеры пошли навстречу японскому коллеге. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис и латвийский премьер Марис Кучинскис выразили поддержку Японии и обещали усилить давление на КНДР.
Глава правительства Эстонии Юри Ратас заявил, что сотрудничество Эстонии и Японии важно для поддержания мирового порядка. Синдзо Абэ сказал коллеге, что баллистическая ракета из Пхеньяна способна долететь до Таллина, поэтому Эстония должна больше заниматься северокорейской проблемой. Что Юри Ратас и обещал сделать.
Теперь главная проблема — как страны Балтии будут выполнять свое обещание и оказывать давление на Северную Корею, не говоря уже о том, чтобы усиливать его.
Самое большее, что могут сделать Литва, Латвия и Эстония, — это проголосовать за антикорейскую резолюцию на Генеральной Ассамблее ООН. Но они и так это делают вместе с большинством стран мира, включая Россию. Если даже это давление, то непонятно, как его усиливать.
Предложить собственную резолюцию по КНДР, более жесткую по отношению к Пхеньяну? Но для этого надо разбираться в северокорейском конфликте. Есть ли у внешнеполитических ведомств Литвы, Латвии и Эстонии эксперты по Корейскому полуострову, которые смогут подготовить такой документ, что международное сообщество не надорвет животы от смеха?
И какую «добавочную стоимость» в обсуждение северокорейской проблемы может внести Прибалтика, кроме традиционного для нее утверждения, что тема «русской угрозы» не раскрыта? Ведь в Восточной Европе пробили уже и это дно «политической аналитики»: там стало нормой утверждение, что Ким Чен Ын — агент Кремля, а ядерная программа КНДР создана русскими, чтобы шантажировать мир Третьей мировой.
От отсутствия реального влияния на мировые процессы роль Прибалтики в международных делах всегда сводилась к призывам применять самые жесткие меры и поддержке США, когда они эти меры принимали.
Страны Балтии поддерживали бомбардировки Югославии, ввод войск в Афганистан, американскую оккупацию Ирака, уничтожение Ливии и намерение Вашингтона бомбить Сирию без мандата ООН.
В поддержке американских союзников по НАТО Вильнюс, Рига и Таллин были куда более последовательны, чем большинство стран Западной Европы. Они, по выражению экс-президента Франции Жака Ширака, «упускали прекрасную возможность промолчать» и демонстрировали некомпетентность по актуальным международным вопросам, думая, что демонстрируют решительность и непреклонность.
Другое дело, что неизменная поддержка США была выгодна Прибалтике, пока американцы оставались самыми сильными и были гарантированными победителями в любом международном конфликте. Быть на стороне сильнейшего — это в прибалтийской традиции независимо от того, кто этот сильнейший: Третий рейх, Советский Союз или Соединенные Штаты.
Вот только Америка в последние годы сильно сдала, прибалтийским союзникам становится невыгодно ее поддерживать, и происходит невероятное: они перестают это делать.
Литва и Эстония проголосовали против, а Латвия воздержалась при голосовании в ООН по американской резолюции о признании Иерусалима столицей Израиля. Резолюция была в итоге провалена. И неудивительно. Сомнительная инициатива Дональда Трампа не вызвала ожидавшегося энтузиазма даже в самом Израиле: волюнтаристский жест Трампа мог подорвать и без того неустойчивое затишье в палестино-израильском конфликте.
Америка в последнее время проигрывает. Она проиграла в Сирии, не сумев ни свергнуть правительство Башара Асада, ни победить самостоятельно исламский терроризм, ни вывести страну из кризиса, ни навязать свое видение новой Сирии. Проиграла в Иране: стоило Белому дому назвать антиправительственные выступления в начале года «истинным народным восстанием», как протесты прекратились и иранское общество сплотилось на основе антиамериканизма.
Проигрывает Америка и в Корее. Пока Дональд Трамп пишет, что его ядерная кнопка больше, чем у Ким Чен Ына, грозит Пхеньяну полной дипломатической изоляцией и «крепким военным сценарием», Северная и Южная Корея начали мирные переговоры. По инициативе КНДР, без посредников и в обход США. Вашингтон вместо гаранта мира и безопасности оказался для корейцев третьим лишним, от которого шума много, а толку — ноль.
Стоит ли Прибалтике впрягаться в борьбу американцев с очередным «кровавым диктатором», если Ким Чен Ын уже переиграл Трампа, — большой вопрос.Эту возможность промолчать Вильнюс, Рига и Таллин пока не упустили. Судя по голосованию в ООН о признании Иерусалима столицей Израиля, могут и не упустить. В противном случае придется им вслед за Афганистаном, Ираком и Сирией отправлять свой прибалтийский вооруженный отряд демонстрировать поддержку американцев в Японское море.