Госсекретарь США Рекс Тиллерсон сообщил, что Вашингтон в будущем намерен вернуться к обсуждению вопроса Крыма, а посол Соединенных Штатов в России Джон Хантсман написал в социальной сети, что полуостров — украинский. Заявления американских дипломатов свидетельствуют о том, что США не намерены забывать о Крыме. Директор ФСБ России Александр Бортников в свою очередь сказал, что деятельность украинских государственных органов направлена на дестабилизацию ситуации на Крымском полуострове. Всё это говорит о том, что России еще придется бороться за Тавриду.
Не раз за долгую историю человечества Крым оказывался в эпицентре геополитических событий. Полуостров стал последним пристанищем понтийского царя Митридата Евпатора, который хотел покончить с мировым господством Рима. За влияние на Крымское ханство долго боролись Московское царство и Литовское княжество, а в результате победила Османская империя. Во время Крымской войны в середине XIX века коллективный Запад нанес поражение России, которая очень усилила свои позиции в мире после победы в наполеоновских войнах. В Крыму разыгралась и последняя драма гражданской войны в начале XX века.
Сегодня Крым вновь, наряду с Донбассом и Сирией, находится в центре мировой политики. Пусть на Таврическом полуострове и не идет война, а регион стал частью России, это не отменяет недовольства относительно статуса Крыма со стороны США — государства, элита которого считает себя главной силой в мире, — и русофобских сил в ЕС. И конечно, такое положение дел не нравится «майданной» Украине.
А значит, за то, чтобы полуостров на века остался с Россией, еще предстоит тяжелая борьба.
Западная угроза
О том, что Запад не будет забывать о полуострове, 13 декабря напомнил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Тиллерсон сказал, что Соединенные Штаты намерены однажды вернуться к обсуждению вопроса о Крыме, хотя сейчас в приоритете разрешение конфликта в Донбассе. А 14 декабря посол США в России Джон Хантсман написал в социальной сети, что Крым — это Украина и восстановление территориальной целостности Украины является критическим для улучшения российско-американских отношений.
Слова американских дипломатов вызвали бурю негодования в России и особенно в Крыму. Оно и понятно: американцы не только считают себя хозяевами мира, но постоянно это демонстрируют. США не скрывают, что всё равно намерены вернуться к вопросу о принадлежности полуострова. Когда? Разумеется, когда это будет удобно Вашингтону, ведь крымский вопрос в руках коллективного Запада подобен стилету, который прячет под плащом средневековый убийца. Он использует клинок, когда объект атаки максимально беззащитен.
Политики Запада будут ждать момента, когда Россия ослабнет, чтобы использовать свой «стилет». А значит, РФ должна оставаться сильной и готовой отразить удар.
Почему Запад, и прежде всего США, так задело воссоединение Крыма с Россией? Разве они искренне радеют за территориальную целостность Украины?
Разумеется, нет.
Во-первых, политическую элиту США очень возмутило, что кто-то, кроме нее, посмел перекроить границы в Европе. На самом деле именно Вашингтон разрушил существующие «правила игры», когда НАТО отторг Косово от Сербии. Тогда многие эксперты предупреждали, что это будет иметь далекоидущие последствия, что границы в Европе после этого прецедента будут меняться и сами США разрушают так называемый американский мир. Но в Вашингтоне отмахнулись от этих предупреждений. Американцы объявили косовскую ситуацию «уникальной», правда, не смогли толком объяснить, чем она уникальна.
Когда на Украине к власти пришли радикальные националисты, жители Крыма не захотели жить в «Бандеростане», а Россия приняла полуостров в состав Федерации, за океаном это восприняли как вызов, как удар по «американскому миру».
Во-вторых, когда Запад устраивал в Киеве Евромайдан, Вашингтон и Брюссель нацеливались на всю Украину, включая Крым. Думается, натовские генералы уже видели свои базы на Таврическом полуострове. Ведь Крым стратегически важен. Кто контролирует полуостров, по факту может контролировать Черноморский регион. Таврида как клин врезается в водное пространство, и, соответственно, корабли, вышедшие из портов южного берега Крыма, быстрее достигают заданной точки в Черном море.
Ведь не просто так Великобритания и Франция, победив в Крымской войне, заставили Россию уничтожить ее Черноморский флот. Наличие российского флота на Крымском полуострове делало ее самой могущественной державой Причерноморского региона. Западу это не нравилось в XIX веке, не нравится и сейчас.
Сегодня Крым — это еще и непотопляемый «авианосец» в Черноморском бассейне.
В силу стратегической значимости полуострова американцы бы хотели, чтобы на нём располагались их, а не российские военные базы. «Ястребы» в Вашингтоне еще не утратили надежду «отыграть» ситуацию назад и заполучить Крым.
Если полуостров будет под украинским флагом, он будет и под флагом НАТО.
Украинская угроза
Директор ФСБ России Александр Бортников 12 декабря сказал, что «серьезным угрозообразующим фактором остается деятельность украинских государственных органов и радикальных организаций, направленная на дестабилизацию обстановки на территории Республики Крым».
И в этом нет ничего удивительного. Пока в Киеве будут править руководители, порожденные Майданом, Крым всегда будет под ударом. И неважно, кто будет стоять у руля: Порошенко, Саакашвили или Яценюк, — результат будет один. Они будут прикладывать все возможные усилия, чтобы «расшатать» ситуацию на полуострове.
Во-первых, кто бы из «птенцов Майдана» ни руководил Украиной, им придется выслуживаться перед заокеанскими кураторами, а те заинтересованы в дестабилизации ситуации в Крыму. Во-вторых, любое ухудшение ситуации на Таврическом полуострове будет воспринято украинскими и крымско-татарскими националистами как победа. А значит, добавит очков любому «майданному» правителю.
Сейчас уже российское общество стало забывать, как украинская сторона отключала полуострову электроэнергию, воду, устраивала транспортную блокаду, засылала диверсантов. Потеря бдительности опасна. Украинскую угрозу Крыму не стоит недооценивать.
С 1991‑го по 2014 год это была территория Украины, на которой работали украинские спецслужбы и правоохранительные органы. На территории полуострова остались люди, которые находятся «на крючке» у СБУ, военной разведки, полиции. Украинские спецслужбы при помощи шантажа могут использовать их для подрывной деятельности.
На территории Тавриды остались индивидуумы, которые свято верят в украинские националистические идеи, и в душе они не смирятся с тем, что Крым российский. Такие граждане при первом удобном случае начнут «раскачивать» ситуацию изнутри.
Множество крымско-татарских юношей и девушек на протяжении многих лет подвергались идеологической обработке со стороны Меджлиса крымско-татарского народа (организация, запрещенная в России — прим. RuBaltic.Ru) и других националистических организаций. Страшную трагедию в истории крымских татар, депортацию 1944 года, использовали для разжигания русофобии. Людей убеждали, что благодаря своему этническому происхождению они имеют право на лучшие земли Крыма, что полуостров должен быть национальной автономией в рамках Украины или даже независимым государством крымских татар. При этом игнорировался тот факт, что татары являлись этническим меньшинством в Тавриде.
Самозахват земли крымскими татарами в Крыму был очень распространенным явлением в 1990–2000‑е годы. Это приводило к конфликтам с правоохранителями и представителями других этнических групп полуострова, порождало насилие, вело к массовым дракам. Меджлис же функционировал в Крыму, даже не зарегистрировавшись по законам Украины.
Сегодня в вопросе о полуострове необходимо сохранять бдительность. Нет ничего хуже, чем самоуспокоение и шапкозакидательские настроения. Крым вернулся в состав России, но сомнений нет: Запад и «майданная» Украина будут делать всё, чтобы «оторвать» Тавриду от РФ. России придется бороться за этот край, который является важнейшей частью Русского мира.