Со второй половины года Германия возьмет на себя председательство в Совете ЕС, сменив на этом месте Хорватию. 27 мая на мероприятии Фонда Конрада Аденауэра Ангела Меркель в режиме видеоконференции выступила с речью, в которой обозначила приоритеты ФРГ на период ее председательства в Совете.
Свое выступление канцлер начала с главного — с последствий коронавируса. Закрытие немецких границ и ограничение контактов между гражданами стало, по признанию Меркель, одним из сложнейших решений немецкого правительства со времен основания Федеративной Республики.
Тем не менее Меркель оптимистично заметила, что Европейский союз в состоянии выйти из кризиса даже более крепким, чем был ранее. Ключом к успеху является уже аксиоматичное для немецкого руководства укрепление европейского единства. Одним из его проявлений Меркель назвала план восстановления европейской экономики, разработанный совместно с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Канцлер ФРГ заявила, что ожидает здесь дальнейших консультаций с правительствами стран ЕС, дав понять, что позиция франко-германского тандема будет единой.
Хотя много усилий в Совете ЕС будет затрачено на внутриевропейские дела, Меркель заявила и о необходимости активных действий объединенной Европы во всем мире, в первую очередь, в гуманитарной сфере и международной безопасности. Здесь канцлер вновь позволила себе быть оптимистом, похвалив ЕС за действия в кризисе вокруг Ирана, на Украине и в Мали.
Ожидаемо много внимания в выступлении Меркель было уделено Китаю. Пандемия коронавируса, по данным опросов, укрепила авторитет Пекина в глазах немецкого избирателя. Уважительный тон в адрес государства, далекого от западных представлений о демократии, не будет воспринят в немецком обществе предвзято.
Развитие отношений с Поднебесной канцлер признала одним из приоритетов для Европы.
Китайским партнерам Берлина было, безусловно, приятно слышать о себе как об «одном из важнейших игроков столетия», цивилизации, насчитывающей пять тысяч лет и теперь возвращающейся на заслуженное центральное место в мировой политике. С Пекином предлагается сотрудничать не только по традиционным торгово-экономическим направлениям, но и в вопросах здравоохранения и политики в отношении Африки.
Другим важным направлением европейской политики Меркель назначила Африку. В октябре должен состояться саммит ЕС и африканских стран. В отличие от Китая, здесь канцлер ФРГ была лаконичней, указав на важность помощи африканским государствам в борьбе с пандемией и решение миграционного вопроса.
Довольно вымученно прозвучали слова о трансатлантическом партнерстве.
Заявления в духе того, что «с Америкой сейчас работать сложнее, чем того хотелось бы», уже не производят шокирующего эффекта. Отметив, что ЕС не является нейтральным политическим образованием, а остается частью Запада «политически», Меркель признала, что альтернативы США в обеспечении европейской безопасности не существует.
Сложно сказать, насколько используемая канцлером метафора «двух сторон одной медали» в отношении США и ЕС характеризует действующий расклад между союзниками по обе стороны океана.
В конце своего выступления канцлер рассказала и о России, сложность отношений с которой, по ее мнению, как раз и определяется политическими установками Запада. Меркель изложила традиционный набор претензий к Москве, добавив упоминание о недавнем скандале с «русскими хакерами», якобы атаковавшими сайт бундестага.
В то же время без изменений осталась и риторика в пользу укрепления российско-германских связей. Более того, Меркель анонсировала здесь «новые импульсы», которые Германия намерена инициировать в ходе своего председательства в Совете ЕС.
Иерархия озвученных Ангелой Меркель приоритетов работы Совета ЕС под немецким председательством соответствует тем целям и задачам, которые ставит перед собой немецкая дипломатия. Пандемия коронавируса ударила по европейской солидарности, но франко-германскому тандему удалось устоять. Авторитет Германии как страны, сравнительно успешно справившейся с вирусом, возрос.
Председательство в Совете ЕС позволит конвертировать этот успех на европейский уровень.
Декларируемое особое внимание к Китаю можно рассматривать не только как констатацию объективного стремления укреплять связи экспортно-ориентированной немецкой экономики с миллиардным рынком, но и как сигнал для Вашингтона.
В Берлине внимательно оценивают для себя перечень возможностей и угроз, возникающих в ходе нарастания американо-китайского противодействия. Заявления о развитии отношений ЕС с Китаем призваны продемонстрировать независимую позицию Брюсселя и Берлина, несмотря на подтверждение союзнических обязательств перед США.
Признавая за Китаем привычный комплекс «грехов», слабо сочетающихся с «европейскими ценностями», Германия дает понять, что не намерена использовать их как повод к сдерживанию развития китайско-германских связей, особенно под давлением из-за океана.
Немного больше вольностей Берлин допускает в адрес России, однако и здесь без труда просматривается магистральное направление в сторону укрепления сотрудничества.
В качестве председателя Совета ЕС Германия будет стремиться восстановить экономику Европейского союза после пандемии и содействовать укреплению ЕС как самостоятельного международного игрока.
Кризисные явления в трансатлантическом единстве и американо-китайские противоречия заставляют Берлин искать для Европы свое место в меняющемся мире.
Столь любимый немецкими дипломатами «многосторонний подход» будет означать самостоятельный поиск баланса в отношениях со старыми и новыми центрами силы при формальном сохранении союзнических обязательств перед США.