Пандемия коронавируса и падение мировых рынков закладывают основы для фундаментальных политических преобразований на Европейском континенте. Аналитический портал RuBaltic.Ru изучил, как изменится политический ландшафт Европы после завершения эпидемии.
Череда досрочных выборов
Эпидемиологический кризис, который парализовал экономики Европейского континента, особенно малый и средний бизнес, способен спровоцировать через несколько месяцев масштабный политический кризис в различных странах Европы. Многие национальные правительства оказались неспособными к реализации антикризисной программы, а сегодняшняя конфигурация политических сил в целом ряде национальных парламентов уже не соответствует настроениям общества.
Кризисные явления в ряде стран Европейского континента образуют электоральные пустоты, емкость которых будет достигать 20–40% от общего количество избирателей.
В эти ниши будут вклиниваться новые политические проекты — преимущественно консервативной и левоцентристской направленности. Растет вероятность проведения досрочных парламентских выборов в конце 2020 — начале 2021 года в таких странах, как Италия, Испания, Франция, Великобритания, Чехия и Украина.
Ослабление институтов ЕС
Забюрократизированные институты Евросоюза показали крайне низкую эффективность в борьбе с коронавирусом. Брюсселем, кроме того, не были приняты быстрые и эффективные решения, которые были бы направлены на минимизацию социально-экономических последствий кризиса.
Вопреки нормативам Евросоюза какое-то время после завершения эпидемии коронавируса будут продолжать действовать ограничения на перемещение людей, товаров, услуг, капиталов, установленные национальными правительствами государств, входящих в состав ЕС.
Институты ЕС продолжат ослабевать, терять влияние и авторитет, а их полномочия перехватят национальные правительства.
В скором времени внутри Евросоюза актуализируется вопрос минимизации функционала исполнительных органов власти ЕС, сокращения численности брюссельских чиновников и урезания финансирования их деятельности.
Обострение борьбы за региональное лидерство
Ни один из лидеров стран Европы не взял на себя роль антикризисного менеджера для всего Европейского континента. Претендовавший на роль лидера Европы Эммануэль Макрон занят исключительно французскими проблемами, Ангела Меркель — немецкими, Себастьян Курц — австрийскими.
Кроме того, в следующем году канцлер ФРГ планирует завершить политическую карьеру, что станет дополнительным фактором борьбы за лидерство внутри Евросоюза.
Сумеют ли вышеуказанные Макрон и Курц заявить о себе как о реальных реформаторах, готовых взять ответственность за дальнейшую судьбу ЕС в своих руки после завершения пандемии, либо это будет кто-то другой, ныне не входящий в когорту топ-политиков, сказать однозначно возможным не представляется.
Регионализация и усиление сепаратистских тенденций
Во многих странах Европейского континента региональные власти объявляли карантин явочным порядком — без оглядки на центральное правительство. Таким образом регионалы обретают все большую политическую субъектность и укрепляют свою легитимность в глазах граждан.
Тенденция регионализации, включающая в себя передачу (фактическую, не обязательно формальную) полномочий и финансовых ресурсов на места, продолжится и после завершения карантина.
Фактическое усиление институтов местного самоуправления через какой-то временной промежуток найдет свое отображение и в национальном законодательстве отдельных стран.
Под прикрытием эпидемии нельзя исключать того, что отдельные региональные элиты и политические силы попытаются разыграть карту сепаратизма, как минимум требуя дополнительных политических прав и финансовой подпитки.
Этот тезис в равной степени относится к таким разным странам и регионам, как Великобритания, Каталония, Босния и Герцеговина.
Финансовая реструктуризация
Западная Европа столкнулась с куда более острыми последствиями эпидемиологического и экономического кризисов, чем страны Восточной Европы. Преодолевать социальные и экономические последствия кризиса страны Западной Европы будут, вероятнее всего, за счет увеличения планки суверенного и корпоративных долгов. В то же время минимизируются возможности и мотивация дотировать страны Восточной Европы. В особенности учитывая, что множество инфраструктурных проектов, находящихся на стадии инициирования либо реализации, не имеют под собой экономического обоснования.
Поэтому стоит ожидать сокращения программ финансовой помощи для восточноевропейских государств с 2021 года, когда в Евросоюзе начнется новый бюджетный цикл.
Для стран, которые не входят в состав ЕС, но декларируют подобную цель (страны «Восточного партнерства» и Западных Балкан), Евросоюз также будет вынужден сократить грантовые и кредитные программы.
Коронавирус, ставший «черным лебедем», сделает Евросоюз куда менее монолитной структурой и снизит его привлекательность для третьих государств.