Варшава, активно используя лозунг о необходимости противостоять «угрозе с Востока», продолжает милитаризацию государства. Уже сегодня Польша выплачивает Североатлантическому альянсу требуемые Вашингтоном 2% от своего ВВП. Растут расходы на модернизацию армии, а также на закупку военной техники. RuBaltic.Ru разобрался, какие масштабы имеет милитаризация Польши и чем она грозит России и Беларуси.
В 2016 году Польша опубликовала обновленную концепцию оборонной политики государства, где, помимо прочего, подчеркивалась необходимость «сдерживания России». Согласно документу, Варшава недооценивала масштаб всей «угрозы с Востока».
Именно этот предлог используют польские руководители для наращивания военной мощи страны и постепенной милитаризации государства. В том же году на территории Польши прошли крупнейшие со времен окончания холодной войны учения Восточной Европы — «Анаконда-2016».
В 2017 году на севере страны в 60 км от Калининградской области была развернута батальонная группа НАТО.
Новое военное формирование насчитывает более 1100 военнослужащих, 900 из которых — представители США. Усиление обороноспособности осуществляется в рамках программы «расширенного передового присутствия» НАТО, которая нацелена на укрепление боевого потенциала Альянса в Восточной Европе. Всего же в регионе были развернуты четыре многонациональные батальонные группы — еще по одной в Латвии, Литве и Эстонии. Для координации военной деятельности в польском Эльблонге (в 60 км от российской границы) разместилась штаб-квартира северо-восточной дивизии НАТО.
Происходит постоянное наращивание американского контингента в Польше. В 2017 году была размещена основная масса войск и техники двух бронетанковых бригад 3-й пехотной дивизии армии США. Каждая бригада включает в себя по 4 тысячи военнослужащих, а также укомплектована американской бронетехникой и тяжелой военной техникой. Параллельно с этим Соединенными Штатами создаются крупные склады вооружений и военной техники. Поддержка Вашингтона создает основу для быстрого развертывания крупных военных группировок, в том числе механизированных.
В 2018 году польский президент Анджей Дуда предложил американскому коллеге разместить на территории своей страны постоянно действующую военную базу США («Форт Трамп»), а в нынешнем году министр обороны заявил о намерении сформировать у восточных границ новую дивизию.
Выступая реципиентом военной мощи США и НАТО, Польша выказывает свою несамостоятельность и относительную слабость собственных боевых средств и сил. Пытаясь демонстрировать серьезное усиление личного боевого потенциала, Варшава увеличивает рост военных расходов.
Траты на оборонную сферу страны превышают совокупные военные расходы всех стран Восточной Европы и составляют около 10 млрд долларов, а это 10% от всех расходов Польши при наличии дефицита бюджета. Большая часть средств идет на закупку и модернизацию военной техники.
Помимо военных расходов, Польша увеличивает и свой военный контингент. В ближайшее десятилетие планируется в 1,5 раза увеличить число военнослужащих польской армии — с нынешних 105 тысяч до 150 тысяч солдат. Увеличение планируется за счет сил территориальной обороны, которые были созданы в 2016 году и формировались преимущественно в восточных воеводствах страны.
Создаваемые бригады войск территориальной обороны комплектуются не только за счет профессиональных военнослужащих, но и за счет представителей гражданского сектора из различных структур военной направленности — стрелковых клубов, военно-исторических обществ и так далее.
К середине 2020-х годов на востоке Польши полностью сформируется новая дивизия регулярной армии. Об этом в 2018 году официально заявил министр обороны Мариуш Блащак. В состав 18-й механизированной дивизии войдет 15 тысяч солдат, а штаб-квартира соединения расположится в городе Седльце — в непосредственной близости от границ Беларуси и России. В настоящее время польские сухопутные войска включают три дивизии. Четвертая существовавшая дивизия была расформирована в 2011 году.
Название нового формирования — 18-я механизированная дивизия — неслучайно и символично. Это почетное наименование получено в честь 18-й пехотной дивизии армии Польши, которая отражала наступление Красной армии во время советско-польской войны 1919–1921 годов.
Новая дивизия обойдется бюджету в 7 млрд долларов при нынешнем ежегодном оборонном бюджете в 10 млрд.
Усиление восточного фланга своими национальными силами началось еще несколько лет назад. В 2017 году на восток страны Варшава передислоцировала танки РТ-91, которые пришли на замену устаревшим Т-72М1. По итогу, восточный танковый батальон получил 58 единиц техники. Сразу же началось формирование второго танкового батальона вблизи границ Беларуси.
Несомненно, усиление военной группировки НАТО на востоке Польши, увеличение американского военного контингента, а также укрепление боевого потенциала восточного фланга не могут не сказаться на отношениях с Россией и Беларусью.
Такая форсированная милитаризация требует от двух стран-союзниц адекватной реакции. Действия Варшавы в военной области создают угрозу Калининградской области РФ и западным областям Беларуси.
Поэтому в ответ на польскую милитаризацию Москва и Минск постепенно укрепляют свой оборонительный потенциал, создавая единую систему противовоздушной обороны в Восточной Европе. Этой мерой Россия и Беларусь адекватно отвечают на военную истерику Варшавы, которая выливается во все большую милитаризацию приграничной полосы.