×
Политика Политика

Глава литовского профсоюза: стране необходим новый референдум

Источник изображения: baltnews.lt

В Сейме Литвы продолжаются слушания по поводу масштабных изменений трудового законодательства. Проект нового Трудового кодекса привёл к протестам профсоюзов. О содержании реформы и причинах недовольства RuBaltic.Ru рассказала председатель Профсоюза наёмных работников Литвы Ирина ЮДИНА:

– Госпожа Юдина, какие положения нового Трудового кодекса не устраивают профсоюзы?

– Начнём с истоков. Министерство социальной защиты и труда дало техническое задание на написание законодательства новой социальной модели, частью которой является изменение законов о труде. Связано это якобы с тем, что в настоящее время очень остро стоят вопросы борьбы с безработицей, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, – новые законы должны были решать эти задачи. Проект поручили группе юристов. В итоге получилось перераспределение принципов социальной защиты и гарантий работникам. Например, сейчас работодатель при увольнении работника несёт достаточно большую нагрузку, так как он обязан соблюсти сроки предупреждения работника об увольнении и выплатить определённую компенсацию в зависимости от трудового стажа. А по новой модели должен создаваться некий общий фонд, который и предоставляет потерявшему работу гарантии на период, когда он не имеет дохода.

Дело в том, что новый вариант Трудового кодекса полностью меняет существующую концепцию.

Если действующее сегодня трудовое законодательство защищает интересы работника, то по новым правилам основное внимание уделяется договорным отношениям. Договорные отношения касаются абсолютно всех сфер: условий труда, оплаты труда, режима работы и так далее. Получается, что работник приходит только с теми правами, на которые он может рассчитывать исходя из своей квалификации. Остальное по принципу «нравится – не нравится» решает работодатель. Бесправие работников очевидно, это больше всего беспокоит наш профсоюз.

Старое законодательство исходило из того, что работник – это всё-таки слабая сторона в трудовых отношениях. Новое предполагает, что стороны абсолютно равные и силы их тоже равны.

На самом же деле реалии таковы, что работники зачастую бесправны. Особенно когда они заняты в сферах, где одного работника очень легко заменить на другого. Когда мы сталкиваемся с беззаконными обвинениями, мы понимаем, что новый Трудовой кодекс снимает все ограничения и барьеры для того, чтобы в принципе лишить работника права на труд.

– Какие категории людей прежде всего затронет реформа?

– Во время обсуждения законопроекта работодатели ссылались на то, что быстрыми темпами идёт развитие информационных технологий, в этой связи чувствуется недостаток рабочей силы. Рынок не занят, поэтому рабочая сила стоит дорого. Но IT-технологии в Литве составляют только около 9% рынка. Остальное в основном сфера обслуживания. Реформа, безусловно, затронет торговые сети, труд в них считается низкооплачиваемым и неквалифицированным.

Сферу обслуживания реформа абсолютно точно затронет негативно. То же – в швейном производстве. Очень сильно упали расценки и в строительстве.

– На Ваш взгляд, кто лоббирует изменения в законе?

– Однозначно, инициаторами выступили работодатели. В том числе у юристов, которые писали закон, есть собственные фирмы. То есть они сами являются работодателями, несмотря на то что зовутся учёными-правоведами. Они все работают на частный бизнес и являются собственниками. Профсоюзы же в создании законопроекта не участвовали, потому первоначально и возник скандал. Началось недоверие к проекту. Потом мы посмотрели содержание и увидели, что работник остаётся полностью бесправным.

– В чём конкретно могут пострадать работники?

– Работодатели посчитали, что выходное пособие в размере шести среднемесячных зарплат для человека, достаточно долго отработавшего на предприятии, – слишком большая компенсация. И что человек должен сам трудоустраиваться, а не жить на деньги, которые якобы непосильным бременем ложатся на работодателя. Урезаются гарантированные выплаты, урезается предупредительный период. Уведомление об увольнении должно происходить за четыре-два месяца.

А выходит, что работодатель имеет право в течение недели уволить работника.

Новый закон даёт работодателю право увольнять, не озвучивая причину. То есть любой человек не сможет ощущать стабильность и уверенность на рабочем месте, потому что завтра ему могут сказать: «Ты больше компании не нужен». В то время как сейчас работник защищён: если он исправно выполняет трудовые функции и не является нарушителем, рабочее место ему гарантировано. В новом законе этого нет. Есть иные нюансы, такие как ограничения права забастовки.

А что насчёт прав профсоюзов?

– Права профсоюзов урезаются. Создаются как называемые трудовые советы, им фактически передаются функции профсоюзов. Создаются эти советы по инициативе работодателя. Естественно, они становятся ему подвластными. Профсоюзы, в свою очередь, теряют функцию контроля за исполнением закона.

– То есть сигналы, которые Вы получаете из Сейма, где идут слушания, исключительно негативные?

– Есть и один очень хороший момент. Несколько раз в Литве поднималась минимальная зарплата, но никто на предприятиях никому не индексировал оплату труда, поэтому большая часть людей осталась на «минималке». Почти единственный плюс нового закона – он запрещает за квалифицированный труд платить «минималку». «Минималка» будет выплачиваться только тем, кто выполняет неквалифицированную работу, не требующую создания каких-либо условий.

– Каким образом профсоюзы взаимодействуют с властями по поводу реформы трудового законодательства? Какими Вам видятся перспективы изменения проекта?

– Профсоюзы, участвующие в Трёхстороннем совете, постоянно ведут переговоры и консультации об изменении первоначального законопроекта. Так что сегодня я даже не могу сказать точно, какой из вариантов рассматривается в Сейме. По моему мнению, законопроект такого плана при текущем несогласии общества должен был выноситься на референдум.

Потому что правительство его фактически, как говорится, «бульдозером толкает».

Законопроект как-то очень быстро принимается, его постоянно пытаются форсировать. В то время как даже на Трёхстороннем совете при его рассмотрении не пришли к единому мнению. Что из этого получится? Мне кажется, это будет как недоношенный ребенок – закон с очень печальными последствиями для страны. Даже некоторые работодатели говорят, что он не приведёт к стабилизации рынка труда, и отмечают, что действующие законы намного лучше структурированы и намного понятнее. Поэтому у меня вообще есть большие сомнения, что новый закон будет действенным.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров