Американская организация Freedom House поместила Прибалтийские республики в пятёрку наиболее демократических государств Центральной Европы. В новом исследовании «Развитие демократии в странах переходного периода» (Nations in Transit) три «балтийские сестры» отнесены в категорию государств с устойчивой демократической системой, «воплощающих наилучшую практику либеральной демократии».
По сравнению с прошлогодними замерами Эстония улучшила свои результаты, возглавив «список самых-самых», Литва переместилась с шестой строчки на пятую, Латвия сохранила за собой третье место.
При составлении своих ежегодников Freedom House учитывает такие характеристики, как избирательный процесс, уровень развития гражданского общества, независимость СМИ и судебной системы, демократичность правительства и местных властей, коррупцию. Предметом обсуждения, однако, остаётся репутация самого «агентства по мировому рейтингу свободы». Freedom House неоднократно проявляла активность на поприще «цветных революций», существует на гранты правительства США, а до 2005 председателем попечительского совета организации был экс-глава ЦРУ Джеймс Вулси. Много чести для «независимой НКО»…
Или всё-таки ГОНГО («государством организованная негосударственная организация»), реализующей внешнюю политику США. Тогда и вопросов нет.
Но вернёмся к прибалтийским сюжетам и нелёгким трудам Латвии, Эстонии и Литвы на ниве построения демократии…
Свобода СМИ
Образцы демократичности Центральной Европы продолжают усиливать давление на неугодные средства массовой информации, отказывающиеся следовать в провластном фарватере. Департамент государственной безопасности Литвы обвиняет газеты «Литовский курьер», «Обзор», «Экспресс-неделя» и Первый Балтийский канал (ПБК) в лоббировании интересов Москвы. За критику власти под прессинг попадают и литовские издания Lietuvos rytas и Respublika. Применяются финансовые санкции. За неприятные официальному Вильнюсу материалы печатные СМИ лишаются льготного процентного тарифа НДС.
С января 2015 года в Литве вступил в силу закон о кибербезопасности, позволяющий полиции отключить доступ к сети Интернет во внесудебном порядке на срок до 48 часов любому жителю республики. Были наложены временные запреты на трансляцию российских каналов «Россия-РТР», «Ren TV», «НТВ Мир».
С «неугодным телевизором» боролись и в соседней Латвии. Карающий меч Национального совета по электронным СМИ останавливал ретрансляцию части программ ПБК. В начале 2016 года официальная Рига отказала в регистрации представительству МИА «Россия сегодня». Был закрыт домен .lv российскому агентству Sputnik.
В апреле полугодовалым запретом на ретрансляцию был награждён телеканал «Россия-РТР», ранее уже подпадавший под латвийские санкции.
В январе 2015 года Латвия, пользуясь своим статусом председателя в Совете ЕС, добилась отмены выставки «Угнанное детство: жертвы Холокоста глазами малолетних узников концлагеря Саласпилс» в Центральном зале штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Ведь распространять о Прибалтике можно только идеологически выверенную информацию.
Избирательный процесс
«Этно-демократия». Ёмкая характеристика избирательного процесса в Прибалтике. Все выборные нормы формально соблюдаются, вот только пользоваться такими благами, по большому счёту, могут лишь представители титульных этносов.
Львиная доля русскоязычных жителей Латвии и Эстонии до сих пор являются негражданами. Эти люди поражены в ряде социальных, экономических и политических прав.
Не могут избирать и сами быть избраны в парламент (в Латвии – в любые органы власти), занимать определённые политические должности. Существование архаичного института негражданства в современной Европе, однако, не мешает Freedom House делать из стран, реализующих подобные практики, образчик демократии и свободы.
Демократичность власти
«Права человека – основная ценность Латвии», – заявил президент Вейонис спустя месяц после своего вступления в должность. Не прошло и года, как официальная Рига планирует принять «гибридовоенные» поправки к Уголовному закону, уничтожающие остатки этих самых прав в стране. Новая редакция закона позволит властям и подконтрольным им спецслужбам наказывать своих подданных внушительными тюремными сроками за любое инакомыслие.
Лучшие сталинские практики политических репрессий – теперь и в современной Европе.
Давление на правозащитников и общественных активистов (преимущественно русскоязычных), закрытие неугодных организаций – так понимают демократию рулевые прибалтийских столиц. Референдумы и прямые демократические формы замещаются системой штрафов и запретов.
Независимость судебной системы
Чего только стоит политическое судилище над Юрием Мелем или приговор Максиму Коптелову за шуточную петицию о присоединении России к Латвии; степень коррупционности политической элиты – по всем оценочным позициям Freedom House страны Балтии едва ли являются положительным примером демократии и свободы. Но американская ГОНГО, закрывая на это глаза, делает из своих сателлитов «агнцев божьих». Завышает плохим ученикам их реальные оценки.