×
Политика Политика

Иосиф Корен: «Уровень неонацистской угрозы в Латвии сильно возрос»

Источник изображения: delfi.lv

16 марта 1944 года 15‑я и 19‑я дивизии Латышского легиона Waffen SS в первый раз совместно участвовали в боевых действиях против наступающих советских войск под Ленинградом. В честь этого события в Риге каждый год проходят различные мероприятия, посвященные Дню памяти легионеров, и протестные акции антифашистов, не согласных с героизацией солдат, которые воевали на стороне гитлеровской Германии и повинны в преступлениях против многих мирных жителей. О том, что в этот раз будут делать антифашисты, а также об отношении к ним латвийских спецслужб порталу RuBaltic.Ru рассказал сопредседатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф КОРЕН:

— Иосиф Михайлович, стало известно, что Латвийский антифашистский комитет в этом году не будет устраивать свою традиционную акцию протеста против шествия легионеров 16 марта. Объясните, пожалуйста, с чем связано такое решение?

Иосиф Корен

— Это не совсем правильно. Мы не отказались полностью от проведения акций. Мы будем проводить вместе с нашим другом журналисткой Аллой Березовской акцию, которая будет посвящена памяти жертв нацизма в Латвии. Ведь на территории этой страны в годы Второй мировой войны нацистами было уничтожено около 300 тысяч человек, а шествие легионеров и их сторонников, на наш взгляд, оскверняет память этих людей. 

Поэтому мы приглашаем всех прийти к памятнику Свободы в Риге 16 марта в 17.30 и зажечь свечи в память этих людей, уничтоженных нацистами.

В то же время мы действительно отказались от проведения контракции протеста во время шествия. Да, мы планировали это мероприятие и подавали соответствующую заявку в Рижскую думу. Однако нам, вопреки всем принятым в Европе нормам, было предложено разместиться в какой-то котловине, фактически под мостом городского канала, где нас будет не видно и не слышно. Я считаю, что таким образом власти хотели унизить наше движение, и поэтому мы отказались от проведения собрания. Мы решили: вместо того, чтобы унижаться, лучше выйти на одиночный пикет, который не запрещен латвийским законодательством. Могу Вас заверить, что я обязательно буду участвовать в этом индивидуальном пикете и выражу свое отношение к этому шествию.

— Скажите, какое место вы изначально просили у Рижской думы для проведения своего мероприятия, от которого вы отказалась?

— Изначально мы предлагали Рижской думе вместо шествия во славу легионеров Waffen SS провести собрание, посвященное памяти жертв нацизма и опасности героизации легионеров СС и нацистских идей. 

Рижская думаРижская дума
Нам отказали, сказав, что 16 марта основным мероприятием в городе — и это было указано в решении Рижской думы — является шествие почитателей Легиона, которое должно быть проведено.

Тогда мы попросили, чтобы нам была предоставлена возможность расположиться на виду у участников шествия. 10 марта мы получили ответ от исполняющего обязанности исполнительного директора Рижской думы, что нам и в этом отказано. После чего мы приняли решение отказаться от проведения пикета.

— В прошлом году Вам и другим членам ЛАК пытались предъявить обвинение в подделке собственных подписей. Скажите, пожалуйста, в каком состоянии сейчас это дело?

— Честно говоря, понятия не имею. Я полагаю, что если дело закрыто, то полиция должна пригласить нас и объявить об этом. Вообще дело было в том, что всех, кого подозревали в подделке, как Вы правильно отметили, собственных подписей, пригласили, допросили и все подтвердили, что это подпись не поддельная. На этом всё и закончилось. Дальше нас никуда не приглашали, и что сейчас делается в недрах Управления полиции, я не знаю. 

Вообще я не сомневаюсь в том, что всё это дело было актом устрашения и попыткой нас запугать, чтобы мы отказались от проведения своих протестных акций.

— Вообще, говоря о 16 марта, в прошлом году в шествии легионеров и их сторонников приняло участие примерно 700–900 человек. Как Вы считаете, в этом году их может быть больше или меньше?

— Я неисправимый оптимист и очень хотел бы верить, что в этом году их будет меньше. Но перед заседанием Комиссии по безопасности и правопорядку Рижской думы я слышал, как руководитель организации «Ястребы Даугавы», депутат Рижской думы от партии «Всё — Латвии! — ТБ/ДННЛ» Янис Атис Круминьш давал интервью, где заявлял, что участников в этом году будет несравненно больше, что можно судить по факельному шествию 11‑го и 18 ноября. 

Янис Атис КруминьшЯнис Атис Круминьш
Я не берусь строить прогнозы и очень хочу верить, что когда-нибудь эти шествия прекратятся, ведь любому здравомыслящему человеку ясно, что в войсках CC невозможно было бороться за свободу и независимость страны, которая была оккупирована фашистской Германией.

— На Ваш взгляд, поменялось ли что-то в положении антифашистов за последнее время, стали ли Вы чувствовать большее давление со стороны правоохранительных органов?

— Безусловно. Если Вы обратитесь к официальным источникам, например к отчету Полиции безопасности, то увидите, что там везде написано «так называемые антифашисты». По-другому они нас не называют и постоянно утверждают, что мы находимся на содержании у Кремля, не предоставляя никаких убедительных доказательств. 

Ведь в рамках нынешнего противостояния с Россией мы являемся очень удобной мишенью, на которую можно обратить народный гнев, как на внутреннего врага.

Вот в прошлогоднем отчете ПБ в числе совершённых «антигосударственных преступлений» нам инкриминировался протест против постановки мюзикла «Цукурс. Герберт Цукурс» в Латвии. Правда, интересно, почему в этом отчете не было сказано ни слова о том, что и президент Раймонд Вейонис, и министр иностранных дел Эдгар Ринкевич также говорили, что постановка этого спектакля на латвийских сценах по меньшей мере безнравственна. На мой взгляд, всё это делается для раскола общества, по принципу «разделяй и властвуй».

Мюзикл «Цукурс. Герберт Цукурс»Мюзикл «Цукурс. Герберт Цукурс»

Кроме этого, я считаю, что сильно возрос и уровень неонацистской угрозы в Латвии за последнее время. Ведь если спросить сегодняшних выпускников латышских школ, кем были легионеры Waffen SS, то все вам ответят, что они были национальными героями. Если же вы им скажете, что эти «национальные герои» в 1941 году были полицаями вспомогательной полиции СД и уничтожали мирное население, то вам могут и настучать по лицу, заявив, что они воевали за праведное дело.

Более того, я слышал высказывания некоторых не последних людей в стране, которые говорили, что Гитлер ничего плохого для Латвии не сделал. Да, пострелял евреев, но это для Латвии тоже неплохо. Так что если раньше эти высказывания не афишировались и стыдливо прятались и на 16 марта объявлялось, что это не чествование легионеров, а поминовение павших солдат, то в последнее время в риторике национально озабоченных ребят нет слов о поминовении солдат, а говорится исключительно о чествовании национальных героев, воевавших против большевизма. 

Правда, забывается лишь одно: что если бы Гитлер одержал победу в той войне, то сегодня бы никакого празднования ни 16 марта, ни 18 ноября просто не было и все давно бы забыли, что когда-то была независимая Латвия.

— Не опасаетесь ли Вы провокаций со стороны Полиции безопасности и не страшно ли Вам ходить по улицам?

— Еще недавно, отвечая на такой вопрос, я бы ответил, что нет, не страшно. Но в ноябре со мной произошел не очень приятный случай. Я возвращался из Румбульского леса после дня памяти евреев, расстрелянных там. Когда я выходил из супермаркета, расположенного рядом с моим домом, ко мне подошел молодой человек лет 25–30 и на латышском языке спросил, а не страшно ли мне ходить тут, по их латышским улицам, заявляя, что я еще дождусь своей очереди, так как мое место на Румбуле еще не занято.

Я уже хотел выпрыгнуть из машины и объяснить ему, что я по этому поводу думаю, но он быстро скрылся в супермаркете. Пока это был единичный случай, но я не исключаю, что в будущем может найтись и какой-то отмороженный с ножом, который решит, что мне нет места на этой земле. 

Я уверен, что Полиция безопасности не станет организовывать против меня какие-либо подобные провокации, ведь я им очень нужен для создания образа врага, но впечатленные подобной пропагандой молодые люди вполне могут на меня напасть.

Однако я рижанин, родившийся и выросший в Риге. Я очень люблю свой город и свою Латвию и очень хочу, чтобы она была свободной, демократической и чистой от нацистской погани страной. Я очень хочу, чтобы в ней выросли мои дети и внуки, и если у меня получится убедить хоть одного нациста, что его идеи — это погань, то буду считать, что свою жизнь я прожил не зря.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров