Стараясь защититься от «российской угрозы», Прибалтийские страны в ущерб социальным расходам привели военные бюджеты в соответствие с требованием НАТО —2% от ВВП. О том, на что будут расходовать Литва, Латвия и Эстония оборонные бюджеты, а также об особенностях торговли оружием по-прибалтийски аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал военный эксперт Юрий ЗВЕРЕВ:
— Г‑н Зверев, Литва, Латвия и Эстония с 2004 года начали активно финансировать военную сферу. Первой привести оборонный бюджет в соответствие с требованиями НАТО, то есть направлять 2% ВВП на нужды военных, удалось Эстонии. В 2018 году этого смогли достичь Литва и Латвия. На что планируется потратить эти деньги?
— В 2018 году Литва потратит на оборону 873 млн евро (2,006% от ВВП), Латвия — 576 млн евро (2% от ВВП), Эстония — 528 млн евро (2% от ВВП). Помимо расходов на содержание вооруженных сил, деньги планируется тратить на перевооружение для противостояния «российской агрессии», а также на обеспечение присутствия в этих государствах войск стран — союзниц по НАТО.
Литва в 2018 году намерена потратить на военные закупки около 265 млн евро (на 20% больше, чем в предыдущем году). На эти деньги планируется закупить контейнеры, грузовые автомобили, запасные части для транспорта, боеприпасы, товары для индивидуальной защиты военных, топливо, продукты питания, одежду, а также провести ремонт военной техники и арендовать транспорт.
Латвия продолжит закупки устаревшей британской бронетехники, а также самоходных гаубиц и американских переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) «Стингер».
Эстония в числе приоритетов назвала замену состоящих на вооружении израильских, американских и шведских штурмовых винтовок на новое автоматическое оружие (конкретные модели пока не выбраны), продолжение закупок боевых машин пехоты (БМП) CV90, а также пополнение запасов крупнокалиберных боеприпасов на сумму в 20 млн евро.
Тем не менее, несмотря на рост, суммарные военные расходы государств Прибалтики составляют всего лишь около 2 млрд евро, что несравнимо с расходами хотя бы соседней Польши (около 10 млрд евро). И вряд ли на эти средства можно существенно повысить боеспособность вооруженных сил этих государств.
А вот обеспечить дополнительный поток военных заказов для американских и европейских производителей вооружений — вполне. Сотни миллионов евро, выделенных на военные закупки, как говорится, на дороге не валяются.
— США постепенно отменяют практику программ военной помощи для стран — союзниц по НАТО на безвозмездной основе, переводя их в сферу кредитных отношений. Какие военные программы стран Балтии могут попасть под кредиты США?
— Речь идет о программе зарубежного военного финансирования (Foreign Military Financing, FMF), которую курируют Государственный департамент и Пентагон. В ее рамках предоставляются кредиты или гранты, которые позволяют странам — партнерам США на безвозмездной основе закупать американскую военную технику и оборонные услуги, а также получать помощь в подготовке войск.
В 2017 финансовом году три страны Прибалтики получили по этой программе всего лишь 4,6 млн долларов. Это не идет ни в какое сравнение с суммами, полученными Израилем (3,1 млрд долларов) или Египтом (1,3 млрд долларов), на которые приходилось более трех четвертей общих ассигнований по этой программе. Поэтому если данная помощь будет переведена на кредитную основу, то страны Прибалтики вполне могут позволить себе взять займы в таких объемах. Или, как вариант, с учетом незначительности объемов помощи, они могут от нее полностью отказаться.
— Латвия купила у Великобритании 123 подержанные бронемашины CVRT, к которым перестали производить снаряды. Старую бронетехнику закупает и Литва. Насколько обоснованны такие покупки и ради чего Прибалтика скупает старое европейское вооружение?
— Закупки старой техники в некоторых случаях можно оправдать бросовой ценой на нее. Так, например, Литва закупает 168 командно-штабных машин М577 американского производства времен вьетнамской войны, снятых с вооружения Бундесвера и находящихся на хранении, за 1,6 млн евро.
Латвия купила в Австрии за 6 млн евро 47 подержанных американских 155‑мм самоходных гаубиц М109, которые австрийцы, в свою очередь, купили у британцев еще в 1993–1994 годах.
С другой стороны, судя по смехотворным суммам обоих контрактов, вряд ли можно говорить о военной технике, обладающей серьезной боевой ценностью. Но, как говорится, лучше хоть что-то, чем совсем ничего.
Европейские государства сбывают свое старье, демонстрируя усилия по защите Прибалтики от «российской угрозы», прибалтийские политики демонстрируют запуганному обывателю свои усилия по укреплению обороноспособности. И все довольны друг другом.
Впрочем, иногда старье ухитряются «впарить» и за солидные суммы, что наводит на нехорошие мысли о коррупции. Так, та же Латвия закупила в Великобритании 123 подержанных гусеничных бронемашины Sultan, Scimitar, Spartan, Samaritan, Samson производства 1960–1970‑х годов за 249 млн евро, что стало причиной политического скандала в этой стране.
— Насколько эффективное вооружение продают своим прибалтийским коллегам союзники по блоку НАТО?
— Не стоит думать, что вся подержанная военная техника, закупаемая Прибалтикой, морально устарела. Так, Литва закупила в Германии 21 155-мм самоходную гаубицу PzH‑2000. И хотя они не нового производства, а приобретены из состава Вооруженных сил Германии, сами гаубицы этого типа относятся к одним из самых совершенных серийных самоходных артиллерийских установок в мире и продолжают оставаться на вооружении в самой ФРГ.
Эстония получает из наличия голландской армии 44 боевые машины пехоты CV9035NL Mk III шведского производства, изготовленные в 2007–2008 годах, которые считаются одними из наиболее совершенных машин семейства CV90. Нидерланды отказались от них из-за перевооружения одной из своих механизированных бригад на колесную бронированную технику, в то время как в другой голландской бригаде они остаются на вооружении.
Покупается и новое оружие. Еще в 2001 году Литва стала первым иностранным заказчиком американского противотанкового ракетного комплекса «Джавелин» (англ. Javelin), про который сейчас так много говорят и который так старается получить Украина, а затем закупила и его дополнительную партию. Есть «Джавелины» на вооружении и в Эстонии.
Недавно Литва заключила контракт стоимостью 120 млн евро на поставку норвежских систем ПВО NASAMS-2, предназначенных для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах.
В 2017 году Литва получила первые из 88 заказанных германско-нидерландских колесных БТР Вохеr. Это современная машина, относящаяся к числу лучших колесных БТР мира.
Эстония стала первой зарубежной страной, получившей новейшую модификацию французского переносного зенитного ракетного комплекса «Мистраль‑3».
Главным фактором, ограничивающим возможности стран Прибалтики по закупке современных вооружений, на мой взгляд, является всё же объем финансовых ресурсов.
— После распада СССР в странах Прибалтики осталось советское вооружение. Имеет ли смысл сохранить и модернизировать имеющиеся военные возможности, вместо того чтобы закупать подержанные образцы у западных союзников?
— Советское вооружение из Прибалтики было в основном вывезено. Вооруженные силы Литвы, Латвии и Эстонии получили некоторое его количество в период формирования собственных вооруженных сил из восточноевропейских стран бывшего Варшавского договора. Кроме того, в мае 1992 года российскому Балтийскому флоту было дано разрешение продать Литве два малых противолодочных корабля, пять тысяч автоматов АК‑74 с боеприпасами и некоторые виды имущества из фондов флота.
В обмен на это литовские власти взяли на себя обязательство построить в Калининграде жилье для военнослужащих на сумму, равную стоимости военных поставок. Так в Калининграде появился микрорайон Сельма.
Но в основном на вооружение поступала техника западных образцов. Так что модернизировать особо нечего, тем более что вооруженные силы Прибалтики перешли на стандарты НАТО. В связи с этим та же Литва в ноябре прошлого года приняла решение передать Украине более семи тысяч автоматов Калашникова, свыше 80 пулеметов, почти два миллиона патронов и другую военную технику на общую сумму почти два миллиона евро.
— Литве инфраструктура для батальона НАТО обойдется в 5,8 миллиона евро, Латвия также строит казармы и полигоны. В то же время США намерены направить силы НАТО на тихоокеанское направление (КНДР), также говорилось об увеличении миссии в Афганистане. Насколько просчитаны странами Балтии экономические риски того, что численность батальонов будет уменьшена в случае, если НАТО направит солдат оборонять мир не от «российской», а от какой-либо другой «угрозы»?
— Вряд ли стоит ожидать, что в случае конфликта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) туда будут направлены серьезные военные контингенты каких-либо стран НАТО, кроме США. Впрочем, возможно, что союзниками США из стран НАТО здесь традиционно выступят также Великобритания и Канада. Если говорить об увеличении контингента НАТО в Афганистане, то он в этом году возрастет на три тысячи человек.
Численность батальонов НАТО в Прибалтике сейчас составляет около 3,3 тысячи человек, причем американцев среди них нет. Вряд ли наращивание усилий США и НАТО в других регионах сделает невозможным поддержание в этом регионе мира сил такой численности. К тому же надо иметь в виду, что инфраструктура НАТО в Прибалтике создается не для сил нынешней численности, а с учетом возможности их наращивания в случае необходимости. Об экономических рисках тут говорить вообще не стоит: эти расходы не окупятся в любом случае.