Глава МИД Польши Витольд Ващиковский увязал диалог Варшавы и Минска с правами польского нацменьшинства в Белоруссии. Заявление было сделано перед визитом в Беларусь, запланированным на ближайший месяц. Переговоры покажут, есть ли надежда загладить затяжной конфликт вокруг польского нацменьшинства в Беларуси. Однако ряд прогнозов можно сделать уже сейчас.
Не договариваться, а склонять
Минск пытается выстроить прагматичную повестку дня на переговорах с государствами – членами ЕС: снятие санкций, привлечение инвестиций и кредитов. В перспективе – расширение внешних рынков и вступление в ВТО. (Беларусь – единственная страна-участница ЕАЭС, не являющаяся членом ВТО). Запад во главу угла по традиции ставит «преподавание» нравственных ценностей и евростандартов.
Стремление Минска к улучшению отношений с ЕС усиливает рычаги давления западных соседей, рассчитывающих застолбить свои права на участие во внутренних делах Беларуси.
Польша будет активно играть на белорусском треке, учитывая официально заявленную президентом А. Дудой доктрину по распространению влияния в регионе Балто-Черноморья. Как подчеркнул министр Ващиковский, предваряя свой визит в Минск, Польша бы хотела «не договариваться» с Лукашенко, а поставить диалог с Минском на рельсы «европейских стандартов». Очевидно, речь не идёт о евродотациях, которые получает Варшава из союзного центра. Минску вежливо предложат некие директивы в политической сфере, чтобы, как выразился Ващиковский, «склонить власть этой страны по-европейски относиться к своим гражданам, в том числе и к польскому меньшинству».
Новая расстановка акцентов
Если в экономическом смысле Польша зависит от ЕС из-за экономических дотаций, то на белорусском треке чувствует себя свободнее от мнения Брюсселя. Как недавно заявил Ващиковский: «Убеждение, что хорошую восточную политику можно вести через ЕС, является мифом».
Новое польское правительство излагает свою внешнеполитическую программу без обиняков. Так, официально инициаторами «Восточного партнёрства» в 2008 г. выступили Польша и Швеция. Однако министр Ващиковский недавно сбросил маски, заявив, что всю концепцию придумали в Берлине, но без толку. «Оказалось, что, приближаясь к Германии, мы не становимся субъектом, который реализует европейскую восточную политику. Ни в Нормандском формате, созданном немцами, ни в Минском Польши не оказалось», – признал Ващиковский.
Польский МИД не делает секрета: место Германии как старшего партнёра в восточной политике Варшавы следует отдать США. Берлин, безусловно, действовал в собственных интересах, стремясь за счёт «Восточного партнёрства» расширить влияние и рынки сбыта на Востоке. Однако ФРГ тяготеет к более взвешенному стилю во внешней политике. Пожар в соседней восточноевропейской квартире может перекинуться на Германию – и это остужает даже самые горячие головы. США же могут позволить себе действовать более напористо, что и продемонстрировали на Украине.
И если Варшава переставляет внешнеполитические акценты с Берлина на Вашингтон, то стоит ожидать нового активизма в её восточной политике, в том числе и в Беларуси.
Варианты действий
По данным переписи 2009 г., в Беларуси проживает около 3% поляков. Лишь 5% от этого числа назвали родным языком польский. Однако точные оценки численности нацменьшинства в различных источниках колеблются между 300 и 400 тысячами. 10 лет назад разгорелся конфликт вокруг главной организации польского нацменьшинства в Беларуси – Союза поляков. Белорусские власти обвинили организацию в поддержке политической оппозиции в стране. В результате Союз раскололся на официальный, признаваемый Минском, и неофициальный, признаваемый польским МИД.
Принятие Польшей более мягкой тактики по вопросу нацменьшинства в Белоруссии могло бы стать выигрышным решением.
Как отмечает известный польский журналист Ежи Урбан, политизация вопроса нацменьшинства поляков в Беларуси в первую очередь больно ударит по самим полякам, превратив их в «польскую агентуру» в глазах власти. Более размеренный подход позволил бы Варшаве выстраивать политику по принципу «тише едешь – дальше будешь». Не спеша дожидаться всходов этой политики в форме укрепления роли польского меньшинства в культурной жизни Беларуси.
Готова ли Варшава к смягчению позиции? На первый взгляд, инфраструктура для этого создана. В Польше принята госпрограмма сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2015–2020 гг. Одна из главных задач – поддержка неправительственных организаций, занимающихся популяризацией польской культуры, языка и истории.
Но ряд сигналов говорит о том, что Варшава вряд ли откажется от политического давления на Минск, в том числе и в вопросе нацменьшинства.
Новый посол Польши в Белоруссии Конрад Павлик в первом интервью заявил, что за 10 лет Польша выделила Беларуси 114 млн евро (Украине – лишь 90) и «значительная часть» пошла на нужды демократизации. Также Павлик упомянул и поддержку Польшей белорусских СМИ, которые «способствуют изменению ситуации в Беларуси».
В последние месяцы наблюдается активизация белорусских СМИ, поддерживаемых Польшей. А. Борис, экс-глава Союза поляков, ориентированного на Польшу, уже заявила, что «репрессии» против поляков остановлены Лукашенко с тем, чтобы улучшить отношения с Западом. Борис призвала напомнить Минску о необходимости соблюдения прав нацменьшинств.
Стратегический расчёт
Маловероятно, что Варшава удержится от соблазна использовать потепление в отношениях Минска и Брюсселя в качестве рычага в вопросе нацменьшинства. Ведь от голоса Польши в ЕС не в последнюю очередь будет зависеть принятие базового Соглашения между ЕС и Беларусью, к которому стремится Минск. В этих условиях белорусская власть не может позволить себе скандалов с польским меньшинством. Это поставит под угрозу наработки последних двух лет на западном треке. Самое время для политического торга. Варшава хотела бы и впредь проводить активную политику по выдаче «карт поляка» в Беларуси, добиться легитимации в стране лояльного крыла Союза поляков.
По всей видимости, Варшава не откажется от поддержки польского меньшинства как средства влияния на Беларусь. Об этом свидетельствует неизменная из года в год поддержка неофициального Союза поляков, несмотря на конфликт с белорусской властью.
И дело не в близорукости правоконсерваторов, находящихся у власти в Варшаве. Таких же стратегических установок придерживались и их либеральные предшественники из «Гражданской платформы». Влиятельные группы в Польше не рассматривают договорённости с Лукашенко как стратегически оправданное решение, о чём со свойственной ему прямотой и заявил Ващиковский. Ведь уступки и договорённости лишат Варшаву последовательности в курсе на «содействие демократизации» Беларуси. Это стратегическая линия, от которой Варшава вряд ли будет отказываться в угоду текущим веяниям.