В итоговом совместном заявлении по итогам своей исторической встречи Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвали мировое сообщество сплотиться в борьбе с насилием и террором в Сирии и Ираке, решать международные и гражданские конфликты за столом переговоров и мирно урегулировать конфликт на Украине. Послание глав крупнейших христианских церквей прямо противоречит политике «ястребов» новой холодной войны, добивающихся всё большего раскола Европы, выступающих против единой антитеррористической коалиции и предпочитающих военное решение конфликта на востоке Украины.
Сразу после встречи Папы Римского с главой Русской православной церкви на Кубе состоялась традиционная Мюнхенская конференция по безопасности, на которой очень много говорилось о России. Говорили о ней преимущественно в негативном ключе: госсекретарь США Джон Керри в очередной раз пригрозил России новыми санкциями, президент Польши Анджей Дуда в очередной раз призвал к расширению военного присутствия НАТО на границах России, а президент Украины Пётр Порошенко потребовал выявлять в странах ЕС пятую колонну, назвав пророссийские партии в Европе «пехотинцами Путина».
Больше всех и громче всех к борьбе с «русской угрозой» призывала, как обычно, президент Литвы Даля Грибаускайте. «Мы наблюдаем открытую военную агрессию на Украине, открытую военную агрессию в Сирии. Это уже не холодная война, это уже очень горячо», – заявила Грибаускайте, солидаризировавшаяся таким образом в качестве жертвы «российской агрессии» с запрещённой в России и во всём мире террористической группировкой «Исламское государство».
Президент Литвы на Мюнхенской конференции произнесла образцовую русофобскую речь. Она не только обозвала действия России в Сирии «терроризмом», но и усомнилась в том, что с Москвой в принципе возможно когда-либо о чём-либо разговаривать, из-за якобы разделяющей Европу и Россию цивилизационной пропасти. «Винить Европу или мир в том, что кто-то проводит какую-то непрогнозируемую и очень агрессивную политику, – никто в это не поверит. Кажется, что мы с Россией всё ещё говорим как разные цивилизации, всё ещё не понимаем друг друга», – считает Грибаускайте.
В таком случае общая позиция глав католической и Русской православной церквей противоречит мнению Дали Поликарповны и её единомышленников: Папа Франциск и Патриарх Кирилл как раз сошлись на том, что Европа и Россия – это единая цивилизация, потому что они основаны на общей христианской традиции, общей христианской культуре и общих евангельских ценностях.
«Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма, – говорится в итоговом совместном заявлении глав Ватикана и Русской православной церкви. – Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою».
Вопреки утверждениям, что у Европы и России нет и не может быть общих взглядов, позиций и ценностей, главы крупнейших христианских конфессий находят такие ценности. Это ценность человеческой жизни, делающая недопустимыми аборты, клонирование и эвтаназию. Ценность семьи, делающая невозможным приравнивание всевозможных форм сожительства к браку. Ценность мира, делающая необходимыми предотвращение кровопролития и мирный диалог.
Католическая и Русская православная церкви оказались едины в своём неприятии расколов: начиная от раскола тысячелетней давности, разделившего христианство на восточное и западное, и заканчивая нынешними попытками разделения Европы через строительство «санитарных кордонов» и возведение «буферных зон». «Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией», – говорится в итоговом заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла.
Ещё более важна единая позиция Русской православной церкви и Ватикана по двум крупнейшим конфликтам в современном мире: Папа Римский и Патриарх всея Руси высказались за объединение всего мирового сообщества в борьбе с террористами в Сирии и за мирное урегулирование на востоке Украины.
«Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира», – говорится в заявлении Папы и Патриарха по Сирии.
«Мы скорбим о противостоянии на Украине, унёсшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта», – сказано там же об Украине.
Эти слова прямо противоречат политике «ястребов» новой холодной войны, отказывавшихся от участия в любой антитеррористической коалиции вместе с Россией и планировавших поставлять украинской армии (а в случае Литвы даже и поставлявших) оружие НАТО.
Особенно возмутили итоги встречи на Кубе украинских ура-патриотов, уже объявивших Папу Римского предателем и «агентом Кремля». Между прочим, ура-патриоты клеймят нынешнего римского понтифика уже не в первый раз: год назад Франциск уже назвал конфликт на Донбассе «братоубийственной войной», призвав к прекращению кровопролития и мирному урегулированию за столом переговоров.
После же нынешней встречи с главой Русской православной церкви с официального Киева станется объявить Папу Римского персоной нон грата, как «агента Кремля». Итоговая декларация предстоятелей двух христианских конфессий недвусмысленно разрешает церковный конфликт на Украине. Словами «выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолён на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии» Папа и Патриарх высказываются против существования на Украине канонически не признанных церквей: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.
Кроме того, без преувеличения историческое значение имеет звучащее в подписанном Папой Римским документе неприятие униатства – Украинской греко-католической церкви, возникшей в результате Брестской унии 1596 года и сочетающей признание власти Папы и католических догматов с сохранением православных обрядов.
«Надеемся, что наша встреча внесёт вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем её отрыва от своей Церкви, не является путём к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать всё необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования», – говорится в заявлении Папы и Патриарха.
Критика униатства подчёркнуто звучит в контексте политического кризиса на Украине – позиции униатства наиболее сильны в западных областях Украины: на Волыни и в Галичине. То есть в тех областях, которые дали больше всего ультраправых боевых активистов Майдана, из которых впоследствии сколотили добровольческие батальоны для войны на Донбассе. За годы конфликта о том, как много среди этих батальонов и «сотен» Майдана греко-католиков по вероисповеданию, говорилось многократно.
Разумеется, призыв римского понтифика отказаться от насилия и искать пути к миру в своей стране привёл политически активную часть его паствы в ярость. Предстоятель УГКЦ Блаженнейший Святослав (Шевчук) заявил, что украинские греко-католики чувствуют себя преданными Ватиканом: «Безусловно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже непрямою поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины».
Аналогична реакция раскольничьих православных церквей Украины на кубинскую встречу Франциска с Кириллом. «Если в Ватикане действительно хотят помочь единению православной церкви на Украине – с радостью готовы пригласить наблюдателями в диалоге. Чтобы о нас говорили в нашем присутствии, потому что со времён Мюнхенского сговора принцип "решать о нас без нас" дурно пахнет», – заявил архиепископ УПЦ КП Евстратий.
До сих пор не последовала (и вряд ли уже последует) реакция политического руководства Украины на совместное заявление Папы и Патриарха. Но его отношение к встрече на Кубе едва ли может быть положительным. Во-первых, РПЦ и Ватикан прямо заявили, что они против новых церковных расколов, – читай, высказались против автокефалии Украинской православной церкви Московского патриарха, её выхода из состава Русской православной церкви, чего несколько лет назад очень активно добивался президент Ющенко.
Во-вторых, главные христианские конфессии высказались против военного решения конфликта на востоке Украины: для прихожанина Русской православной церкви Петра Порошенко, если он действительно православный, это должно быть важно.
В-третьих, Папа Франциск и Патриарх Кирилл выступили за единство христианской цивилизации, за единство в борьбе с терроризмом в Сирии и против разделения России и Европы.
Это факт, который в равной степени неприятен, но который в равной степени придётся иметь в виду и православной Украине, и самой католической стране в Европе Польше, и также католической Литве.