В Эстонии под угрозой сноса оказался мемориальный комплекс Маарьямяэ, установленный в Таллине в честь Ледового похода Балтийского флота столетней давности. Тогда моряки под руководством Алексея Михайловича Щастного спасли военный флот от захвата немцами, переправив корабли в Кронштадт. Сегодня мемориал, увековечивший память о подвиге моряков-балтийцев, по словам министра юстиции Эстонии Урмаса Рейнсалу, не является святыней.
Авторами памятника, так помешавшего министру юстиции, являются одни из лучших архитекторов и скульпторов Эстонии — Аллан Мурдмаа и Матти Варик. Аллан Мурдмаа родился в Таллине в 1934 году в семье художника. Учился в Московском архитектурном университете. В 1958 году после его окончания вернулся в родной Таллин. Ресторан «Глория», памятник эстонскому писателю и драматургу Эдуарду Вильде, Дом писателей, монумент скульптору и живописцу Амандусу Адамсону — лишь малая часть его архитектурных шедевров. Сегодня во многих городах Эстонии можно найти работы истинного патриота своей земли.
Скульптор Матти Варик, работавший над мемориалом, также внес значительный вклад в архитектурное наследие. Памятник народному писателю Карлу Эрнсту Сяргаве на бульваре Эстония — яркий тому пример.
Однако, желая предать забвению воинский подвиг моряков-балтийцев, эстонские власти упорно не замечают, что сносят памятники, созданные своими же соотечественниками, и уничтожают родную культуру.
Это случилось с известным памятником — «Бронзовым солдатом» работы эстонских скульпторов и архитекторов Энна Рооса и Арнольда Аласа. Это могло произойти сейчас с мемориалом Маарьямяэ.
Сегодня похожая ситуация сложилась вокруг памятника жертвам фашизма в Курессааре авторства Матти Варика. Действует всё тот же алгоритм: довести монумент до ужасающего состояния, а потом объявить о необходимости его сноса.
Память жертв фашизма не стыкуется с официальной политикой эстонского правительства.
Другой пример — культурно-спортивный комплекс Горхолл. Ранее гордость Советского Союза и Эстонии, это масштабное сооружение, построенное к летней Олимпиаде 1980 года для проведения парусных состязаний, теперь стремительно приходит в негодность. Колоссальный архитектурный шедевр, авторами которого были местные зодчие Райне Карп, Рийна Алтмяэ и Юло Сирп, после обретения Эстонией независимости превратился в объект, привлекающий вандалов и мародеров.
Не лучше обстоят дела и в других прибалтийских республиках. В соседней Латвии в конце прошлого года был инициирован сбор подписей под петицией, предлагающей снести памятник Освободителям Риги. Ежегодно 9 мая к мемориалу Победы приходят тысячи жителей столицы, чтобы почтить своих героев.
В странах Прибалтики не чтут наследие, созданное своими же деятелями искусства. Причем это характерно именно для тех, кто яро позиционирует себя как борцов за свой народ и независимость страны.
Умас Рейнсалу, заявивший о необходимости снести мемориал Маарьямяэ, несколько лет назад в качестве министра обороны просил американские войска навсегда обосноваться в стране, чтобы сохранить «независимость» Эстонии. Конечно, по его задумке, заокеанские «друзья» должны были спасти прибалтийскую республику от российского вторжения. Но, так и не дождавшись настоящую российскую армию, Рейнсалу решил дать бой мемориалу российским морякам, заявив, что тот не представляет художественной ценности для республики и лично для него не является святыней.
Такое заявление вполне соответствует риторике националистической партии «Союз Отечества и Res Publica», членом которой является министр юстиции. Ее представители поддерживают «борцов за независимость» Эстонии в форме СС, а также выступают за снос советских памятников и запрет российских телеканалов.
И это не маргинальная группа единомышленников, а политическая сила, формирующая правительство!
Отдельным эстонским националистам демонтаж мемориала показался неправильной мерой. Так, заместитель председателя ультраправой Консервативной народной партии (EKRE) Хенн Пыллуаас выступил против уничтожения памятника. По мнению политика, тот должен быть преобразован в мемориал памяти жертв коммунизма. А месяц назад газета Maaleht сообщала, что в районе Маарьямяэ уже идут работы по «идеологической переориентации» мемориального комплекса.
Еще не так много времени прошло с демонтажа «Бронзового солдата» в 2007 году, а поэтому националисты должны прекрасно помнить о последствиях «героической» войны с монументами. Бойкот эстонских товаров в городах России, снижение количества российских туристов, закрытие инвестиционных проектов, падение грузопотока — экономический итог подобной политики.
Экс-премьер Тийт Вяхи заявил, что уже к 2014 году убытки Эстонии вследствие демонтажа памятника составили 8 миллиардов евро! То есть более одного миллиарда в год. Немыслимая цена для крохотной прибалтийской республики! Вместо взаимовыгодного сотрудничества с Россией эстонские власти действуют по принципу «назло бабушке отморожу уши».
Кроме явных экономических потерь, эстонское правительство вновь, как и в 2007 году, рискует радикализировать протест русскоязычного населения.
Призрак «бронзовой ночи», которая обошлась в десятки миллионов крон, бродит по Эстонии.
Перспектива получения им конкретных очертаний вполне реальна. Покусившись на историческую память, созданную эстонскими мастерами, руководство республики намеренно расшатывает социальную стабильность. Уже сейчас звучат многочисленные протесты относительно возможного демонтажа военного мемориала.
Ряд представителей эстонской культурной элиты крайне негативно воспринял заявление министра об отсутствии у мемориала художественной ценности для страны. Вероятно, острая реакция общественности повлияла на то, что спустя несколько дней премьер-министр Юри Ратас поправил своего коллегу по правительству, заявив, что мемориал сносить не будут. В любом случае неприятный осадок после этой истории остался.