В Латвии идёт процесс формирования новой правящей коалиции после выборов в 12-й Сейм. О том, какой будет новая коалиция, вокруг каких постов ведётся наиболее ожесточённый политический торг, войдут ли в правительство партии - новички в латвийском Сейме, а также о влиянии на формирование новой коалиции коррупционных скандалов вокруг «Единства» и борьбе в руководстве правящей партии RuBaltic.Ru рассказал латвийский политолог, профессор факультета социальных наук Латвийского университета Юрис РОЗЕНВАЛДС:
- Г-н Розенвалдс, каким, на Ваш взгляд, будет состав новой коалиции в латвийском Сейме? Там останутся те же партии или появятся новые?
- Есть вариант, что коалиция будет пошире за счёт включения Регионального альянса. Но я думаю, что это маловероятно: скорее всего, останется та же правящая коалиция, хотя в результате прошедших выборов в ней существенно поменяется соотношение сил. Если раньше «Единство» было полноценным старшим партнёром, то сейчас у него преимущество очень небольшое, что означает неизбежный передел влияния. Трудно сказать, пойдёт ли это на пользу стабильности правительства, но то, что определённый передел сейчас будет, - это мне кажется достаточно очевидным.
Сейчас раздаются голоса о том, может ли «Единство» претендовать на ведущую роль, учитывая развитие скандала с покупкой голосов бывшим председателем фракции «Единства» Дзинтарсом Закисом.
Поэтому я думаю, что определённый передел влияния будет. Какой именно, можно будет сказать только по результатам переговоров.
- Как Вы считаете, последние коррупционные скандалы вокруг правящей партии: покупка голосов Дзинтарсом Закисом в Латгалии, продажа «Citadele banka» - могут привести к тому, что «Единство» утратит свои лидерские позиции, а правительство возглавит представитель Союза «зелёных» и крестьян?
- Этого, скорее всего, не будет. На официальном уровне они все уже подтвердили, что готовы поддержать г-жу Страуюму на посту премьер-министра. Что касается Союза «зелёных» и крестьян, то я думаю, что эта партия выдвинула в премьер-министры достаточно одиозного, хотя и очень популярного и среди латышских, и среди русских избирателей мэра Вентспилса Айварса Лембергса по чисто популистским мотивам. Не думаю, что они серьёзно рассматривали Лембергса в качестве кандидата в премьер-министры - по той простой причине, что в таком случае возник бы целый ряд проблем с союзниками. Лембергс этим летом прославился своими высказываниями о войсках НАТО – что это оккупационные войска и тому подобное. Нужно учитывать также и такое важное обстоятельство, что Лембергс всё-таки находится под следствием. Так что кандидатура Лембергса – это несерьёзно. Что касается других кандидатов в премьеры от СЗК, то им некого сейчас предложить.
- После прошлых выборов Айварс Лембергс долго торговался с «Единством» - шантажировал его созданием коалиции с «Центром согласия». Ведётся ли сейчас такой торг и если да, то по каким вопросам?
- Схватка бульдогов под ковром в процессе формирования коалиции, конечно, присутствует, но о ней можно будет судить только по её результатам.
Что касается конкретных постов, то наиболее серьёзный спор, который вышел на поверхность, - это спор по поводу Министерства регионального развития. Для Союза «зелёных» и крестьян это министерство важно, во-первых, потому, что туда идут средства из европейских фондов, во-вторых, это министерство в принципе им необходимо, потому что они ощутили дыхание в затылок со стороны Регионального объединения, которое попало в Сейм, работая на ту же самую электоральную нишу, что СЗК.
Кроме того, надо учитывать, что бывший министр от Национального объединения, который занимал этот пост, не получил доступа к государственной тайне, поэтому это место является вакантным – на него нет чёткого кандидата из прошлой коалиции.
- В латвийских СМИ в последние недели появились публикации о внутриэлитном расколе в партии «Единство»: о противостоянии группы экс-министра благосостояния Ильзе Винькеле и группы спикера Сейма Солвиты Аболтини. Как Вы считаете, эти слухи оправданны?
- Дело в том, что фраза «в “Единстве” нет единства» у нас Латвии уже превратилась в бородатый анекдот. Всем известно, что там много различных течений, различных фракций. Насколько это серьёзно – слухи ходят разные. «Война компроматов», которая была накануне выборов, велась не без участия фракций самого «Единства». Дело в том, что «Единство» - это такой конгломерат. Во-первых, его формировали три партии. Во-вторых, нужно учесть, что туда вошли люди из Партии реформ, которые, если смотреть по количеству «плюсов» на выборах, и вынесли на себе «Единство» во многом.
А то, что в Сейм не попала спикер парламента и лидер «Единства» Солвита Аболтиня, наряду со скандалом вокруг покупки голосов свидетельствует о том, что члены «Единства» проводили свои индивидуальные кампании на выборах, которые и стали одной из причин провала Аболтини.
Поэтому то, что у этой партии сейчас в активной повестке дня стоит задача «единства “Единства”», видно невооружённым глазом.
- В продолжение темы: ведь Дзинтарс Закис был ближайшим соратником Солвиты Аболтини, а то, что он подкупал избирателей в Латгалии, донёс до широкой общественности отец Ильзе Винькеле…
- Да, конечно. Но пока компетентные органы не выяснят, кто те люди, которые платили от 5 до 20 евро за соответствующее голосование, нельзя точно сказать, подставили ли Закиса, или всё же нет дыма без огня. На латвийском телевидении уже были репортажи с участием людей, которые ездили туда голосовать за деньги, – они рассказывали, кто их в это дело вовлекал. Это всё надо будет выяснять. Пока я не могу утверждать, кто и что делал в Латгалии, но то, что какие-то махинации там происходили, – это несомненно, и это ещё может иметь какие-то последствия.
- Правящие партии уже заявили, что будут привлекать к сотрудничеству «Согласие», не принимая его в коалицию. В каких формах, на Ваш взгляд, будет выражаться это сотрудничество?
- Я думаю, что со стороны «Согласия» сейчас неразумно было бы в очередной раз уйти в «глухую оппозицию»: ничего не поддерживать и голосовать всегда против. Раньше была такая практика, когда правящие партии просто включали «машину для голосования», не слушая, что там говорит оппозиция. Но в последнее время, я считаю, дела в латвийском парламенте изменились к лучшему – есть прогресс, и оппозиция не игнорируется полностью. У нас нет такого правила, как в Бундестаге, где чётко расписывается, как делить руководство комиссиями. Поэтому сотрудничество вокруг наиболее разумных инициатив правительства между коалицией и оппозицией, на мой взгляд, возможно, а уж каким именно будет это сотрудничество - это уже нужно спрашивать у них.