Руководителем Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) стала женщина. В Вильнюсе проигрыш литовского парламентария консерватора Эмануэлиса Зингериса, который уступил представительнице Кипра Стелле Кириакидес, сразу назвали местью Москвы за его жесткую позицию по Крыму и Украине.
На выборах самовыдвиженка киприотка получила в полтора раза больше голосов, чем официально выдвинутый правоцентристской Европейской народной партией литовец. Показательным является тот факт, что Кириакидес, проиграв Зингерису на праймериз фракции, отказалась снимать свою кандидатуру. Член литовской делегации Кястутис Масюлис, комментируя поражение, заявил о том, что «представительницу Кипра поддержали те государства, которые хотят вернуть Россию в ПАСЕ».
В свою очередь, как подчеркнул Масюлис, за кандидатуру Литвы выступали те страны, «которые считают, что вернуть Россию нельзя, потому что она не покинула захваченные территории Донбасса».
Учитывая, что Эмануэлис Зингерис не раз заявлял о том, что если он будет председателем, то «сделает всё, чтобы России здесь не было, пока она не выполнит требований», в поражении литовца сразу увидели «руку Москвы».
Кястутис Масюлис
Такие обвинения сами по себе абсурдны. Ведь Россия еще в январе 2015 года была лишена общим консенсусом права голоса в этой международной организации. Вместе с тем результаты выборов высветили наметившуюся тенденцию.
Если следовать логике Масюлиса в вопросе распределения голосов, получается, что сегодня стран, готовых вернуть Россию в международную организацию, в полтора раза больше, чем тех, кто этому хочет воспрепятствовать.
И здесь Литва, судя по итогам голосования, оказалась в лагере меньшинства.
О том, что искусственно подогреваемая американскими сателлитами в Европе — Польшей и странами Балтии — изрядно поднадоевшая всем тема Украины и Крыма начинает себя изживать, свидетельствуют и заявления глав самих европейских государств. Так, на днях президент Чехии Милош Земан во время Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, обращаясь к ее депутатам, назвал потерю Украиной Крыма «свершившимся фактом».
Глава Чешского государства также выступил против санкций в отношении России и высказался за урегулирование вопроса с помощью выплат Украине.
Меняется позиция и в столицах европейских грандов. Президент Франции Эммануэль Макрон примет участие в Петербургском международном экономическом форуме в 2018 году. В свою очередь, новый посол Франции в России Сильви Берманн заявила, что внешнеполитическое ведомство республики сейчас занято подготовкой визита главы государства в РФ.
По словам руководителя дипломатического представительства, в последнее время в отношениях между Москвой и Парижем наметилась новая динамика, «двустороннее сотрудничество развивается в ряде областей, включая экономику, культуру и науку».
Косвенным подтверждением сближения Европы с Россией является и озвученная еврокомиссаром по конкуренции Маргрет Вестагер в ходе пресс-конференции в Вильнюсе официальная позиция Еврокомиссии по поводу проекта «Северный поток — 2». Несмотря на «разъяснительную» работу президента Литвы Дали Грибаускайте накануне общения брюссельской чиновницы с журналистами, где упор делался на его «геополитический» характер, который «противоречит энергетическим целям ЕС и повышает зависимость Европы от российского газа», Вестагер заявила о том, что у «Евросоюза нет правовых возможностей остановить или блокировать» проект.
Стоит также напомнить, что в этом вопросе со стороны восточноевропейской «коалиции» (Литва, Латвия, Эстония, а также государства Вышеградской группы во главе с Польшей) предпринимались попытки серьезного давления на Еврокомиссию (ЕК). В коллективных письмах вышеупомянутые страны требовали от руководителя ЕК Жан-Клода Юнкера заморозить «раскалывающий Европу политический проект» и даже грозили всем тем, кто будет участвовать в его реализации, судом.
«Поддержка проекта со стороны любого государства-члена или же бездействие Еврокомиссии, которое приведет к привилегированному положению “Северного потока — 2”, например освобождение от рыночных правил Третьего энергетического пакета, могут повлечь за собой юридические претензии со стороны Польши и других стран, в том числе в суде», — заявляли в МИД Польши. Не помогло.
К решению вопроса были вынуждены подключиться кураторы-американцы, попытавшиеся в присущей им силовой манере «укатать» европейцев.
Конгресс США привычно выдал новую порцию антироссийских санкций, целью которых было противодействие проекту «Северный поток — 2», что уже непосредственно затрагивало интересы европейских компаний, участвующих в реализации энергетических проектов на территории России. Попытка Вашингтона выкрутить европейцам руки обернулась для США ответными действиями со стороны ЕС, который не ограничился лишь политическим осуждением американского вмешательства во внутренние дела, но и дал ход антимонопольным расследованиям против таких крупнейших американских корпораций в Европе, как Intel, Microsoft, Yahoo, Apple, вменяя им уход от налогообложения, недобросовестную конкуренцию и т. д. Всё это может обернуться для американского бизнеса многомиллиардными штрафами.
Таким образом, европейцы четко дали понять Белому дому, что «Северный поток — 2» будет реализован, так как отвечает их экономическим интересам.
В итоге в окончательной редакции американского пакета антироссийских санкций европейский бизнес был выведен из-под удара.
Вердикт ЕК по «Северному потоку — 2» по большому счету был предсказуем, так как во многом опирался на аналогичное заключение в отношении другого энергетического проекта — Белорусской атомной электростанции в Островце, на блокировке строительства которой настаивали Литва и Польша.
На тот момент президент Литвы Даля Грибаускайте энергично добивалась, чтобы «Островецкая АЭС стала общей проблемой Евросоюза», требуя заморозки данного проекта. На что еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович заявил, что ЕС не может запретить импорт ядерной энергии из третьих стран, потому что это противоречит принципам Всемирной торговой организации (ВТО). При этом брюссельский чиновник ясно дал понять, что если Вильнюс зайдет в своих планах по ограничению поставок электроэнергии слишком далеко, «то нужно будет оценить в соответствующий момент, как это согласуется, например, со стандартами ВТО».
То есть Еврокомиссией, как и в случае с антимонопольным разбирательством о разобранных Литвой рельсах, будет дана правовая оценка с точки зрения нарушения европейского законодательства, в первую очередь принципа свободной торговли.
Это еще одна судебная перспектива с возможным многомилионным иском для Вильнюса.В итоге Литва не сможет превратить очередную международную площадку в собственный инструмент по выполнению внешнего заказа накалять ситуацию вокруг России, где только возможно. Большинство членов этой международной организации отказало в кредите доверия прибалтийской республике с ее деструктивной внешнеполитической повесткой. Есть все основания полагать, что ПАСЕ взяла курс на сближение с Россией и в скором будущем Москве вернут право голоса.