В Латвии разгорается самый громкий коррупционный скандал года: дело о незаконном финансировании партий, даче взяток латвийским политикам и судьям бизнесменом Юлием Круминьшем. Скандал уже привёл к очередному снятию с поста мэра Юрмалы Гатиса Труксниса; другие фигуранты коррупционной истории – экс-президент Латвии Андрис Берзиньш и главная правящая партия Латвии Союз «зелёных» и крестьян. Очевидно, что смена правительства в начале года не решила проблему коррупции – Латвия как была, так и остаётся коррумпированной страной.
Скандал вокруг деятельности юрмальского миллионера Юлия Круминьша включает в себя сразу несколько сюжетов. KNAB (Бюро по противодействию и борьбе с коррупцией) обвиняет предпринимателя в незаконном финансировании Союза «зелёных» и крестьян. Финансирование шло в том числе через бывшего президента Латвии Андриса Берзиньша (члена СЗК) и главу парламентской фракции Союза «зелёных» и крестьян Аугустса Бригманиса. Близкие к Круминьшу люди пожертвовали главной правящей партии Латвии около 135 тысяч евро.
Помимо партии президента и премьер-министра, щедро спонсировалась и латвийская оппозиция: параллельно с СЗК разгорается скандал с финансированием Круминьшем и его бизнес-партнёрами партии «От сердца – Латвии» бывшего госконтролёра Ингуны Судрабы. Не обделял вниманием юрмальский миллионер и третью ветвь власти – судебную. Юлий Круминьш обвиняется в попытке дать взятку в 5 тысяч евро судье и своей близкой подруге Айе Орнине, чтобы та вынесла «правильное» решение по делу о взыскании долгов со старого друга бизнесмена.
Самый громкий из комплекта скандалов вокруг юрмальского бизнесмена уже привёл к очередной отставке мэра Юрмалы Гатиса Труксниса.
Трукснис был одним из функционеров Союза «зелёных» и крестьян, через которых Юлий Круминьш вкачивал свои деньги в правящую партию. Кроме того, мэр Юрмалы несколько месяцев жил в самой роскошной квартире элитного жилого комплекса Turaidas kvartāls, принадлежащего дочери Круминьша. Месяц аренды четырёхкомнатной юрмальской квартиры с двумя террасами и камином стоит больше месячной зарплаты юрмальского градоначальника, однако Юлий Круминьш, по собственным словам, явил Трукснису своё христианское милосердие и попросил дочь пустить мэра пожить в любой из квартир элитного жилого комплекса, в какой он только пожелает.
Изучив мотивы христианского милосердия миллионера, Бюро по борьбе с коррупцией обнаружило, что оно было не совсем бескорыстным. Приморская полоса, на которой построен элитный жилой комплекс Turaidas kvartāls, до 2013 года была курортной зоной, на территории которой запрещено любое строительство. Но после того, как эту землю выкупила дочь Круминьша, Юрмальская городская дума ограничение на строительство сняла. Возведение жилого массива в курортной зоне оспорило Общество охраны Юрмалы, соответствующий судебный иск сейчас находится на рассмотрении в Конституционном суде.
Так что разоблачение деятельности бизнесмена Юрия Круминьша превращается в настоящий политико-коррупционный сериал. В немалой степени его развитию способствует и сам эксцентричный миллионер, своей откровенностью и непосредственностью способный дать фору Дональду Трампу. Круминьш уже успел признаться журналистам, что для сдачи в эксплуатацию юрмальского жилого фонда дочери ему пришлось «порешать вопрос» с министром здравоохранения Гунтисом Белевичем, что взятки он давал, причём в таких количествах, что сам уже не помнит, кому и сколько, да и кто в Латвии взяток-то не давал?
«Я давал столько взяток, что даже и не знаю… Мне кажется, что я их через день даю, – заявил Юрий Круминьш в интервью латышскому изданию Ir. – Я всё время езжу со скоростью 160–180 км/ч, но у меня ни в одной карточке нет никаких отметок, ни одного штрафа… Понимаете, я не могу ездить медленно, вот такой я от природы. Если люди в Латвии получают 400 евро в месяц, как они могут содержать семью? Тут надо давать, хочешь или нет. А им надо брать».
В результате неуёмной активности и чересчур длинного языка юрмальского миллионера в Латвии разгорается самый громкий коррупционный скандал этого года, в центре которого – главная правящая партия страны.
Это первый такой скандал после смены правительства в начале этого года. Ранее громкие коррупционные истории случались в латвийской политике регулярно. В той же Юрмале глав самоуправления неоднократно снимали с должности из-за обвинений в коррупции. В том числе не в первый раз отправляют в отставку Гатиса Труксниса. В 2013 году Юрмальская городская дума уже голосовала за снятие с должности мэра Труксниса, которого тогда обвиняли в использовании рекламной кампании по популяризации Юрмалы среди туристов для собственного предвыборного пиара. После той отставки Гатис Трукснис вернулся в кресло юрмальского мэра, но с конфликтом интересов у него лучше не стало.
На национальном уровне в последние годы особенно славилась коррупционными эпопеями бывшая премьерская партия «Единство». Достаточно вспомнить провёрнутую на глазах у всей страны за несколько недель до выборов в Сейм аферу с продажей Citadele banka. Стабильный рентабельный государственный банк, в который для его поддержания во время кризиса был вброшен миллиард бюджетных евро, активы которого оценивались экспертами в 2,1 миллиарда евро, был продан правительством американцам и ещё каким-то неназванным инвесторам за сумму в районе 100 миллионов евро. Для того чтобы провернуть сделку, собрали экстренное заседание правительства, итоги которого засекретили, как и подробности сделки. А впоследствии выяснилось, что за месяц до продажи банка депутаты и министры «Единства» отдыхали в Грузии вместе с будущими американскими покупателями.
Самое удивительное в этой истории – это то, что коррупционный скандал вокруг Citadele banka накануне выборов не помешал «Единству» получить на этих выборах хороший результат, сформировать новую коалицию и сохранить за собой правительство. Правда, впоследствии из-за других крупных и мелких скандалов рейтинг «Единства» опустился до неприличных 5%, но потеряла «сборная латышской бюрократии» контроль над правительством и премьерский пост не из-за скандалов и не из-за низкого рейтинга, а всего лишь из-за личных амбиций своего председателя Солвиты Аболтини.
Может, правду говорит эпатажный миллионер Юлий Круминьш: в Латвии и так все воруют, все берут взятки, дают взятки – что тут такого?
Стоит ли, в силу этого, удивляться, что политическая ответственность за коррупцию для латвийских коррупционеров наступает через раз?
Во всяком случае, если у кого-то ещё оставались иллюзии, что смена правительства в начале года, уход «Единства» на вторые позиции и выход на авансцену Союза «зелёных» и крестьян как-то оздоровили ситуацию в латвийской политике и государственном управлении Латвии, то эпопея с весёлым миллионером-взяткодателем Юлием Круминьшем всё расставляет по своим местам.