Отказ пустить на территорию Эстонии ученого с мировым именем, российского академика Валерия Тишкова, вызвал широкий резонанс как в России, так и в самой Эстонии. Результатом этих дискуссий станет не только ущерб эстонской науки от разрыва связей с российскими коллегами, но и колоссальный удар по «священной корове» Эстонии – мифу о существовании в этой стране полноценной европейской демократии.
«Вот чудаки злобные! Зачем все это?» - в этих словах Валерия Тишкова, написанных им в фейсбуке сразу после известия о запрете на въезд в балтийскую республику, выражена основная реакция на инцидент с российским академиком по обеим сторонам от реки Нарвы. Безусловно, делать невъездными российских ученых практика далеко не новая ни для Эстонии, ни для Прибалтики в целом. Вспомнить хотя бы, что в середине августа в Литву не впустили российского историка, директора Фонда «Историческая память» Александра Дюкова, который намеревался презентовать в балтийской республике свою новую книгу. В конце сентября дальше Таллинского аэропорта эстонцы не пустили замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, которого пригласил в Эстонию медиаклуб «Импрессум» выступить с лекцией о Европейском и Евразийском союзах. Наконец, прибалтийской персоной нон грата октября стал академик Валерий Тишков.
Причем этот инцидент вызвал небывалый ранее в таких случаях резонанс – непонимание действий официального Таллина возникло даже в самой Эстонии. Действительно, академик Тишков, помимо того, что работает главой Института этнологии и антропологии РАН, состоит также вице-президентом Международного союза антропологических и этнологических наук, президентом Международной академии социальных и педагогических наук, является постоянным участником Международных конгрессов историков, а также Международных конгрессов антропологических и этнологических наук. Кроме того, будучи ученым такого уровня, Валерий Тишков затрагивал тему межэтнических проблем Прибалтики исключительно в академических рамках, намеренно дистанцируясь от политических оценок и не критикуя особенности «эстонской демократии» в СМИ.
За что же в таком случае сделали в Эстонии персоной нон-грата уважаемого во всем мире ученого? На этот вопрос не могут ответить четко даже сами эстонские власти.
«Все, что касается запрета на въезд конкретному лицу, объявляется информацией для внутриведомственного пользования на 75 лет (закон "О публичной информации")», - пояснил СМИ пресс-секретарь министерства внутренних дел Эстонии Микхель Лойде. Другими словами, у эстонского МВД для запрета на въезд российского ученого даже нет достойной причины, которую можно было бы предоставить общественности и тем самым предотвратить различные кривотолки. И это обстоятельство не меньше, чем сам запрет, демонстрирует реальную эстонскую демократию, прикрытую обычно высокопарными фразами людей в бабочках.
Конечно же, среди эстонской общественности нашлись «настоящие патриоты», которые захотели поддержать руководство страны даже в такой нелепой ситуации. Хотели, как лучше, а получилось, что лишь усугубили положение, продемонстрировав дремучую провинциальность эстонской науки. Или как иначе воспринять, например, слова профессора этнолингвистики Тартуского университета Урмаса Сутропа, который, по собственному признанию, не знаком ни с работами академика Тишкова, ни с деятельностью медиаклуба «Импрессум», но при этом позволяет себе делать такие заявления: «Речь идет об организации, ведущей подрывную деятельность, КаПо неоднократно делилась мнением на этот счет. Если теперь еще одну скотину не пускают на это мероприятие, то Бог с ним!»
При этом действия в отношении эстонских властей не поддержала даже российская либеральная псевдоэмиграция, призванная из Прибалтики демонстрировать успешную «европейскость» этих стран на фоне «деградирующей тоталитарной России». Так, известный российский журналист Артемий Троицкий, ставший с недавних пор колумнистом главного информационного интернет-портала Эстонии DELFI.ee, сравнил действия эстонских властей в отношении Тишкова с худшими практиками СССР. «Ни в каких санкционных списках он не значится, одиозной личностью не является, статьи и монографии публиковал, в том числе, и в Америке с Британией. Не экстремист, не медиа-фашист; нормальный заслуженный ученый. Почему бы компетентным органам Эстонии просто и по-человечески не объяснить недоумевающим гражданам, что послужило причиной отказа во въезде?
Формально, конечно, у министерства внутренних дел есть право молчать и игнорировать вопросы, ссылаясь на государственную тайну, но в демократической, "транспарентной", как сейчас любят говорить, стране это выглядит старомодно и неубедительно», - пишет А.Троицкий.
Помимо внутренней критики, на особенности эстонской демократии внимание международной общественности обратят и российские официальные лица. «Расцениваем действия эстонской стороны как провокационную акцию, направленную на воспрепятствование открытому и непредвзятому обмену мнениями представителей общественных и научных сообществ двух стран. Этот случай наглядно демонстрирует, чего на практике стоят демагогические заявления о приверженности Эстонии принципам демократии и свободы слова», - говорится в официальном заявлении в ответ на инцидент с российским академиком МИД России. В комментарии порталу RuBaltic.Ru академик Тишков признался, что не ожидал столько внимания к этой истории со стороны различных СМИ, а также отметил, что в ближайшее время, возможно, свою позицию по данному вопросу сформулирует и обнародует российская Государственная Дума. Кроме того, сам Тишков призвал «внимательнее посмотреть на наше отношение к эстонским коллегам – этнологам, которые занимаются финно-угорскими народами и пишут далеко не всегда объективно, а иногда просто ложь насчет геноцида финно-угорских народов Россией». То есть от самодурства своих властей пострадали еще и ученые балтийской республики.
Эстонской стороне во всей этой ситуации остается прикрываться 75 годами молчания и академическими маргиналами, озабоченными страхами перед «российской угрозой».
В итоге попытка любыми способами навредить России обернулась против самой же Эстонии: высока ли цена различных фондов открытой Эстонии, провозглашающих стремление к развитию открытого гражданского общества, слов об «умном правительстве», приверженности к европейским ценностям, борьбе с «российским тоталитаризмом», когда в этой стране всемирно известному ученому вместо лекционной аудитории предлагают переночевать в аэропорту за 100 евро?