Публикация секретной переписки Дали Грибаускайте, в которой та пытается влиять на работу парламента в своих интересах и требует «заткнуть рот» неугодному журналисту, породила всплеск откровений бывших соратников г‑жи президента о стиле управления «железной леди Прибалтики». Грибаускайте обвиняют в авторитаризме и склочности. Президент Литвы обнаруживает все худшие черты выходца из поздней советской номенклатуры: грубость, беспринципность, злоупотребление служебным положением, подобострастие в отношениях с начальством и хамство по отношению к подчиненным.
Литву несколько недель трясет от скандала с публикацией тайной переписки президента Дали Грибаускайте и бывшего лидера Движения либералов Литвы Элигиюса Масюлиса, ныне проходящего обвиняемым по уголовному делу о получении взятки.
По переписке видно, что Грибаускайте много общалась через Масюлиса с концерном MG Baltic — генеральным спонсором литовских либералов. В получении крупномасштабной взятки от MG Baltic Масюлиса как раз и обвиняют. Когда в 2016 году разгорелся скандал вокруг Движения либералов, президент Литвы громче других требовала покончить с политической коррупцией и избавить литовскую власть от влияния олигархов.
Теперь же из опубликованной LRT переписки и последовавших признаний бывших высших чиновников следует, что Грибаускайте сама поддерживала MG Baltic и требовала за это от Масюлиса и его спонсоров ответных любезностей.
В одном письме Грибаускайте сообщала лидеру либералов, что в Сейме хотят создать комиссию, которая «расследовала бы давление на правоохранительные органы», уточняла, что «по формулировке» это направлено против нее, и просила дружественную фракцию этого не допустить.
В другом письме Даля Поликарповна требовала «заткнуть рот» журналисту принадлежащего MG Baltic телеканала LNK Томасу Дапкасу, критиковавшему президентского кандидата на пост генерального прокурора Литвы.
Грибаускайте пытается выбраться из-под лавины накрывшего ее скандала стандартным для нее образом. Выкручивается, говорит, что ее письма не так поняли, что она целиком за свободу слова, контактировала с MG Baltic, чтобы предостеречь их от вмешательства в политику и коррупции, а всё происходящее сейчас — это заговор олигархов против presidente за то, что только она одна с ними и борется.
Но «отмазаться» Грибаускайте не удается: ее оправдания тонут в потоке всё новых и новых свидетельств.
Журналисты делают заявления, что президентская администрация оказывает на литовские СМИ давление напрямую и через спецслужбы, а бывшие главы Департамента госбезопасности подтверждают: ДГБ превратился в политический инструмент Дали Грибаускайте.
Тот самый Томас Дапкус, которого presidente в переписке с Масюлисом называла «гончим псом» и требовала «приструнить», усугубил скандал рассказом о том, как Грибаускайте расставляет на посты судей и прокуроров своих людей, контролирует через них судебную власть и травит неугодную прессу.
«Как свидетельствует бывший главный редактор Lietuvos žinios, когда я там работал, уже после нескольких моих критических статей против ДГБ руководителю бизнес-группы, которой принадлежит газета, позвонили из Президентского дворца и велели уволить меня. Не изъять статьи, не остановить меня, а просто уволить. В Президентском дворце сейчас прогресс! После того как президент концерна передал требование редактору и он отказался это сделать, были уволены мы оба», — пишет Дапкус в открытом письме на Facebook в ответ на «слитую» справку ДГБ, где журналиста называют шантажистом, за которым стоит MG Baltic.
Между тем бывшие главы ДГБ признают: «слив» справки о Дапкусе в разгар скандала вокруг Грибаускайте и ее требования «приструнить» журналиста не могут быть совпадением.
Главная специальная служба страны участвует во внутриполитической борьбе на стороне президента.
Вдобавок экс-директор ДГБ Гедиминас Грина замечает, что в истории с MG Baltic Департамент госбезопасности явно превысил свои полномочия, взяв на себя функции полиции. А кто стоит за ДГБ? Глава государства.
Разоблачений последних недель более чем достаточно, чтобы объявить Грибаускайте импичмент, поэтому литовские политики дружно набросились на г‑жу президента, обвиняя Далю Поликарповну в таких неподсудных, но крайне неприглядных грехах, как авторитаризм, грубость, хамство, склочность и интриганство.
Грибаускайте повышала голос на коллег, сыпала оскорблениями, распространяла порочащие их слухи. Для литовцев эта информация не новость. Про presidente такое знали и раньше.
Достаточно вспомнить жалобы экс-премьера Альгирдаса Буткявичюса на то, что Грибаускайте пересказывает сплетни о коррумпированности его правительства тем западным лидерам, которые вскоре должны были встречаться с Буткявичюсом.
Или рассказы экс-советника президента Литвы Линаса Бальсиса о том, как Грибаускайте подавляет критику себя любимой в литовских СМИ, напрямую угрожая владельцам этих СМИ.
Или дивную фразу: «…меня не интересует, что думает министр экономики, меня интересует, как она выполняет мои распоряжения».
Или вручение верительных грамот послом России Александром Удальцовым, которого Даля Поликарповна встретила словами: «Вы еще не подавились литовским молоком? Я Вас спрашиваю!»
Так что новые откровения лишь освежили давнюю тему не самых приятных личных качеств «железной леди Прибалтики» и ее своеобразных методов руководства.
Даля Грибаускайте после таких откровений о ее поведении и управленческом стиле предстает не европейским демократическим лидером, а типичным «советским» руководителем в самом худшем смысле этого слова.
Грибаускайте — продукт разложения партийной номенклатуры в позднем СССР. Она соединяет в себе типичные черты партаппаратчика времен застоя и перестройки. Пренебрежение законом и злоупотребление служебными полномочиями как неотъемлемое «право господина». Авторитарный стиль отношений с подчиненными и другими зависимыми от нее людьми. Грубость. Хамство. Неприятие чужого мнения. Презрительные взгляды искоса. Разговоры на повышенных тонах. Подобострастие в отношениях с начальством: достаточно вспомнить, как Грибаускайте смотрела влюбленным взглядом на президента США Трампа, когда тот ее в глаза оскорблял, говоря, что «только очень тупые люди не хотят иметь хороших отношений с Россией».
Страх перед независимой прессой, прозрачностью своей деятельности, свободным общением с журналистами. Этим Ее Превосходительство знаменита особенно. В Литве снимались с телеэфира и изымались из печати расследования о советском прошлом г‑жи президента, затем Грибаускайте со скандалом покидала латвийскую телестудию, в которой ведущий задавал не утвержденные заранее вопросы, затем убегала от российской съемочной группы, которая хотела взять у нее комментарий.
Даля Поликарповна — это завуч по воспитательной работе брежневских времен, секретарь парткома в районном центре, начальник отдела кадров на ткацкой фабрике — кто угодно, но не демократически избранный европейский политик.
«Совдеповскую» сущность в Грибаускайте выдает всё: от манеры общения с окружающими до выражения лица и прически. Естественный антураж для нее не флаги Евросоюза и НАТО, а трибуна из карельской березы, на которой графин с водой, а за ней кумачовое знамя и бюст Ильича.
В таких декорациях presidente и должна выступать, чтобы не вводить в заблуждение окружающих. Потому что в Литве царит махровый карикатурный «совок» и правит Даля Поликарповна Литвой по-советски.