16 марта по улицам латвийской столицы проходит традиционное памятное шествие ветеранов Латышского добровольческого легиона, сражавшихся на стороне гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны, а также их молодых симпатизантов. В этот день Рига разделяется на два противоборствующих лагеря. По одну сторону находятся апологеты Легиона, говорящие о борьбе за независимость, по другую – антифашисты, которые напоминают о недопустимости оправдания преступлений Waffen SS.
Программа мероприятия
В 11:00 колонна из легионеров и их молодых последователей двинется от Домского собора и промарширует к памятнику Свободы. Как сообщили заявители акции – лимбажское отделение националистической организации «Ястребы Даугавы» – в шествии примут участие около сотни человек. Конечная остановка движения легионеров традиционно выступала местом их встречи с оппонентами – латвийскими антифашистами и просто небезразличными жителями, недовольными глорификацией нацизма в стране. Происходила словесная перепалка сторон.
Последние годы Рижская дума стала пытаться разводить акции 16 марта с целью недопущения конфликта. Так, в прошлом году все заявленные мероприятия были согласованы, но в разное время. На этот раз столичные власти и вовсе приняли решение оттеснить акцию Латвийского антинацистского комитета подальше от памятника Свободы. Рижская дума разрешила антифашистам собраться на Бастионной горке, расположенной севернее монумента. На мероприятии антинацистского комитета планируется зачитать имена десятков и сотен тысяч латвийцев, павших жертвами Waffen SS.
Участники
Живых экс-бойцов СС в Латвии осталось всего несколько десятков. Львиная доля из них 16 марта предпочитает не ругаться с антифашистами в центре латвийской столицы, а вспоминать боевые годы за городом, в Лестене, где находится братское кладбище. Основной костяк участников памятного шествия составляют видные общественные деятели, бизнесмены, представители творческой интеллигенции и молодые люди, часть из которых являются членами боевых организаций.
В Европейском союзе, в той же Германии, прошедшей сложный и долгий путь денацификации, акции латвийских легионеров, мягко говоря, не одобряются.
Оттого особо остро стоит вопрос об участии действующих политиков в этом мероприятии. Депутаты Национального объединения традиционно выступают флагманами марша. Демонстрируя преемственность поколений, молодые националисты Сейма идут в первом ряду колонны вместе со своими героями. Подобное, конечно, привлекает удивлённо-недоумённые взоры западных столиц, что правоцентристская официальная Рига по праву считает вредным. Поэтому в 2014-м и 2015 годах, при подготовке и непосредственном председательстве Латвии в Совете ЕС, правительство ввело запрет для своих министров на участие в акции 16 марта. Предсказуемо нашлись смутьяны. Так, занявший в 2014 году пост министра окружающей среды и регионального развития депутат Эйнарс Цилинскис спустя три месяца был отправлен в отставку тогдашним премьером Страуюмой за намерение участвовать в ежегодном шествии в честь латвийских легионеров.
Латвийское председательство закончилось. Правительство поменялось. Сдержек больше нет.
Теперь участие министров от Нацобъединения в акции «Ястребов Даугавы» является само собой разумеющимся. Ни СМИ, ни правительство это даже не обсуждают.
Глорификация нацизма
Первое памятное шествие латышских легионеров и их сторонников состоялось 16 марта 1994 года (в этот день 1944 года латвийские части войск СС впервые совместно участвовали в боевых действиях против советских войск у реки Великой). С тех пор столица маленькой Латвии встречает каждую весну противостоянием националистов и антифашистских организаций, считающих марш легионеров прославлением нацизма.
Для официальной Риги шествия бойцов Waffen SS стали одним из символов новой государственности, идеологической скрепой латышской политики нациестроительства.
Бойцы, сражавшиеся против сил Красной армии, последовательно героизируются. Появляется достаточно комплиментарный мюзикл про нацистского преступника Герберта Цукурса – члена печально знаменитой преступной «команды Арайса». При помощи терминологической эквилибристики осуществляются попытки «обелить» лагерь смерти Саласпилс, представив его в качестве «места трудового воспитания». «Советские и российские историки всегда утверждали, что Саласпилс был лагерем смерти. Ничего подобного! […]. Некоторые русские историки по меньшей мере в пятьдесят раз преувеличили численность погибших в этом лагере: всего там было уничтожено каких-то 2 тысячи человек, а не 100 тысяч. Одновременно там могли находиться только от двух до трёх тысяч человек – такая вот расширенная тюрьма. Лагерь строили привезённые из Германии евреи, и из них какая-то тысяча в Саласпилсе погибла», – демонстрирует запредельный цинизм руководитель Комиссии историков при президенте Латвии Инесис Фелдманис в интервью 2008 года.
Современные латышские труженики «оправдательной историографии» грешат откровенно лестными характеристиками в адрес лиц, присягавших на верность Гитлеру. Акцент делался на том, что легионеры воевали исключительно с «преступным» большевизмом на линии фронта и не имели отношения к зверствам в тылу. Тот факт, что немецкое командование, согласно распоряжению рейхсфюрера СС Гиммлера от 26 мая 1943 года, относило к Латышскому легиону все полицейские батальоны, отметившиеся в карательных операциях на территориях России, Белоруссии, Литвы, Польши, Украины, упорно замалчивается.
Для латвийской государственности, строящейся как антитеза всему советскому, легионеры становятся борцами за свободу. Их ежегодные шествия становятся мифологической скрепой новой независимой прибалтийской республики.