Задержанного в Польше по запросу Москвы украинского националиста, ветерана АТО Игоря Мазура отдали на поруки генеральному консулу Украины в Люблине. Сейчас польские власти решают вопрос о выдаче националиста России. Варшава уже дала понять, что делать «подарок Путину» не собирается — российский запрос об экстрадиции, скорее всего, признают политически ангажированным. Однако польские власти не упустят возможности затянуть процесс и выжать из него у Киева политические выгоды.
Казалось бы, все точки над і в этой истории уже расставлены. Украинцу, задержанному в Польше по российской ориентировке в системе Интерпола, должны были избрать меру пресечения, но суд в итоге не состоялся. Прокуратура внезапно отозвала собственное ходатайство об аресте, а Мазура передали на поруки украинскому генконсулу в Люблине.
Вице-спикер польского Сейма Малгожата Гошевская заверила, что экстрадиция не состоится — где это видано, чтобы «отважных гражданских активистов» и ветеранов войны в Донбассе выдавали Кремлю?
Министр иностранных дел Польши был более сдержан, но и он по факту занял сторону Мазура, когда сказал, что сотрудники пограничной охраны не осведомлены о деятельности внесенных в «черный список» Интерпола лиц. Их задача — выполнить обязательную процедуру, задержать предполагаемого преступника. Дальше к делу подключается суд. Если польская Фемида обнаружит политическую подоплеку, то запрос об экстрадиции будет официально отклонен.
Стоит ли сомневаться, что в случае с Мазуром именно так все и произойдет?
Тем не менее украинские политики сильно засуетились.
По одной из версий, распоряжение как можно быстрее вызволить ветерана АТО отдал лично президент Владимир Зеленский. Для него это дело принципа: несколько месяцев назад он демонстративно поручил МИД и генеральной прокуратуре заняться вопросом возвращения на родину нацгвардейца Виталия Маркива, которого в Италии приговорили к 24 годам тюрьмы, но воз и ныне там.
Вызволить Мазура, конечно, будет проще. Затем эту историю преподнесут как большую «перемогу» украинской дипломатии. Но подлинную победу одержит скорее концепция безоговорочной поддержки Украины в противостоянии с РФ, насаждаемая правящей в Польше партией «Право и справедливость».
Разногласия на почве исторической памяти между Киевом и Варшавой не отменяют «золотое» правило: против России нужно действовать единым фронтом. Даже если у судей будут основания удовлетворить запрос об экстрадиции Мазура, а у властей — желание преподать урок украинским почитателям Бандеры, сделать этого они не смогут.
Хотя для «показательной порки» задержанный по российскому запросу ветеран АТО представляется подходящим кандидатом.
Мазур — не просто националист, а активный деятель запрещенной в РФ партии «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО). Примечательно, что ее основателем и идейным вдохновителем был Юрий Шухевич — сын печально известного главкома Украинской повстанческой армии (организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru).
О том, какие отношения с поляками сложились у Шухевича-старшего, следует говорить отдельно. В любом случае, яблоко от яблони недалеко падает. Бывший лидер УНА-УНСО в 2016 году заявил, что Польша для Украины такой же враг, как и Россия. Чуть позже он предложил довольно оригинальный способ решения украинско-польских конфликтов на почве истории: «Я бы плюнул полякам в рожу — и вся ситуация».
Мазур вступил в УНА-УНСО в 1992 году, то есть начинал свою политическую карьеру под чутким руководством любителя «плевать в рожи» полякам.
Сегодня он занимает должность заместителя председателя партии. Не потому ли украинский истеблишмент так взволнован?
Посол Украины в Польше Андрей Дещица — человек, который должен понимать бесперспективность попыток Москвы добиться экстрадиции Мазура — внезапно заговорил о какой-то борьбе: «Дальше за нами кропотливая работа и борьба за то, чтобы Игорь вернулся в Украину и чтобы Россия перестала использовать инструмент Интерпола для поиска тех людей, которые ей невыгодны или которые являются ее врагами. Это (освобождение Мазура из-под стражи — прим. RuBaltic.Ru) небольшая промежуточная победа».
А с кем, собственно, собирается бороться украинский посол?
Кого побеждать? Россию? Но ведь судьбу Мазура будут решать польские судьи.
Дещица, видимо, опускает одну важную подробность: членов УНА-УНСО и прочих сторонников украинского интегрального национализма польские правые на дух не переносят.
Освобождение Мазура их наверняка не обрадует. Поэтому задержанный ветеран АТО превращается в фактор внутренней политики Польши.
Но правильная стратегия позволит правящей партии, которая жестко контролирует судебную власть, извлечь из этой ситуации некоторые выгоды. Нужно просто не спешить с отклонением российского запроса об экстрадиции и щекотать нервы украинским политикам. В том числе и Зеленскому. Если предположить, что Мазура вдруг выдадут Москве, политические оппоненты будут обвинять в «зраде» лично президента Украины.
К тому же Зе-команда демонстрирует готовность идти на компромиссы ради нормализации отношений с западным соседом.
Вполне возможно, что дело Мазура поможет Польше добиться новых уступок.
Но многое будет зависеть и от позиции Киева. Украинским дипломатам резонно было бы уйти в глухую оборону и спокойно ждать окончания судебного процесса, исход которого известен заранее.
Для «Права и справедливости» выдать Путину «героя» войны в Донбассе было бы непозволительной роскошью. Польские власти могут только максимально затянуть рассмотрение российского запроса.
Таков их осознанный выбор: создавать видимость борьбы с бандеровской идеологией, оказывая ей стратегическую поддержку.В конце концов, свою главную миссию украинское государство выполняет — Польша отделена от РФ протяженной буферной зоной. Но союз, созданный исключительно на почве русофобии, регулярно будут подтачивать взаимные упреки, споры и недоверие. И даже рядовые борцы с «российской агрессией» могут стать предметом торга между Киевом и Варшавой.