До начала чемпионата мира по футболу остаются считаные часы. Событие глобального масштаба стартует 14 июня и охватит одиннадцать городов России. Станет ли киевский режим использовать мундиаль для выяснения отношений с Москвой и стоит ли ожидать роста эскалации конфликта на юго-востоке Украины во время ЧМ‑2018, аналитический портал RuBaltic.Ru узнал у ведущих военных экспертов.
Алексей ПОДБЕРЕЗКИН, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, профессор МГИМО, военный эксперт:
— К сожалению, эскалация конфликта вполне реальна по двум причинам. Во-первых, украинскому руководству, которое окончательно провалилось в сфере социально-экономической политики и достигло коррупционного дна, нужно каким-то образом вернуть часть авторитета в глазах Запада. Всё это может быть сделано только посредством развертывания какой-либо антироссийской кампании, к примеру через наступление на юго-востоке Украины. Видимо, речь идет о разделении Донецкой и Луганской народных республик и отделении их от границ России.
Во-вторых, и это более важно, Украина зарабатывает деньги при помощи поддержания вооруженного конфликта в Донбассе.
В условиях, когда в день происходит от 30 до 100 обстрелов территорий, можно просить помощь у Соединенных Штатов Америки и у части их союзников по НАТО, которые заинтересованы в том, чтобы конфликт не затих и мог в любое время перерасти в войну.
Что же касается реальности перехода к войне, то я бы не стал говорить о возможности крупномасштабной операции украинских вооруженных сил. В Южной Осетии всё закончилось крахом авантюры, которая была неожиданна для всех, включая Запад, — здесь же авантюра не может быть внезапной для Луганска или Донецка. Поэтому она может закончиться очень плохо для Вооруженных сил Украины (ВСУ). В Киеве это прекрасно понимают, потому что, несмотря на превосходство украинской армии (двукратное по бронетанковой технике и трехкратное по вооруженным силам), ее моральный дух и боевая подготовка очень слабы. А это значит, что они могут получить серию «иловайских котлов».
По этим причинам Вооруженные силы Украины, на мой взгляд, сейчас не станут рисковать, выполняя крупномасштабную операцию.
Алексей ЛЕОНКОВ, военный эксперт, коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества»:
— Вероятность конфликта в Донбассе существует, и она достаточно велика. При этом сложно четко сказать, готовится ли Украина к броску, хотя передвижение войск к Луганской и Донецкой народным республикам (ЛДНР) фиксируется.
Здесь нужно учитывать тот факт, что войска, которые приближаются к Луганску и Донецку, являются механизированными, то есть им преодолеть расстояние в 50–60 км от линии разграничения не составит труда. В случае времени «Ч» (время начала военной операции — прим. RuBaltic.Ru) все они могут оказаться в местах дислокации.
К тому же мы видим постоянное усиление обстрелов населенных пунктов, находящихся на линии соприкосновения, со стороны украинской армии. Об этом постоянно идут сведения, гибнут и военнослужащие ЛДНР, и мирные жители. Всё это является подтверждением того, что Украина собирается решать вопрос не иначе как военным путем.
Все эти факторы можно сложить, но понятно станет тогда, когда по данным разведки будет четко зафиксирована определенная концентрация войск украинской армии на определенных направлениях, а у них такие планы давно существуют. То, что произошло в августе 2008 года в Грузии, началось с того, что за день до событий возникла консолидация войск у границ Южной Осетии, хотя раньше они там отсутствовали. Это было замечено, но у российской стороны там находился миротворческий контингент, который по понятным причинам не мог оказать никакого воздействия. Но когда началось нападение, они держались достаточно долго, пока не пришли через Кавказ войска еще существовавшего тогда у России Северо-Кавказского военного округа.
Необходимо понимать, что и в Луганске, и в Донецке постоянное напряжение присутствует, а их ополчение уже на износе. Поэтому украинцы надеются, что рано или поздно бдительность ополченцев, находящихся на линии соприкосновения, притупится и тогда они воспользуются этой оплошностью и осуществят планы, о которых давно мечтают.
Предложение президента РФ Владимира Путина о введении миротворцев на линию разграничения не встретило одобрения, и резолюция по этому поводу была заблокирована Соединенными Штатами Америки. А Москва в ответ заблокировала их резолюцию, потому что Вашингтон предлагал «боснийский вариант», когда под прикрытием миротворческих сил происходит зачистка мирного населения.
В этой связи все перечисленные факторы лежат на весах, которые постоянно колеблются. Непонятно, в какой момент создастся критическая ситуация, когда Украина осмелеет и пойдет в атаку, выполнив обещания, данные ее президентом, об «освобождении» Луганска и Донецка от так называемых оккупантов, которые на самом деле защищают мирное население.
Движение и какая-то ротация войск происходит, непрерывные провокации идут в постоянной динамике, поэтому вероятность нападения существует, и вполне возможно, что она связана с началом чемпионата мира по футболу — 2018. Но при этом предположения о нападении в момент инаугурации президента России, когда высшее руководство будет заниматься совершенно иными делами, не оправдались. В итоге получается, что всё остается на стадии неопределенности, но в постоянной боевой готовности.
Игорь КОРОТЧЕНКО, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием:
— Украина может совершить реальную военную провокацию. Но вопрос, совершит ли она ее и в каком формате. Существующий военный потенциал, а также реальные военные мероприятия подразумевают, что такая акция может быть реализована.
Возможности Украины позволяют произвести такую военную провокацию, которая будет представлять собой значительное наступление на провозглашенные республики Донбасса. Всё покажет ближайшее время; мы не знаем, что президент Украины Петр Порошенко может совершить, но пока всё указывает на то, что он такую провокацию готовит.
Любой аналитик, который смотрит, чем сегодня занимаются Вооруженные силы Украины, обладая элементарными аналитическими способностями, выйдет на предположение о том, что военная операция готовится.