Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш требует от главы МВД разъяснений о работе полиции 9 мая. Политик недоволен тем, что многие латвийцы, несмотря на карантин, всё же вышли возложить цветы к памятным местам. Министр обороны республики Артис Пабрикс вовсе предложил не лечить от коронавируса тех людей, которые в День Победы пришли почтить бойцов Красной армии у памятника воинам — освободителям Риги.
Жесткие карантинные меры, вызванные эпидемией коронавируса, исполнили давнюю мечту латышского истеблишмента — отменить все массовые мероприятия на 9 мая. Впрочем, никто не мог запретить жителям латвийской столицы прийти в парк Победы и возложить цветы к памятнику советским воинам — освободителям Риги в индивидуальном порядке.
Многие так и поступили, чем вызвали негодование «патриотично» настроенной общественности и лично премьер-министра.
Ответ руководителя МВД не заставил себя долго ждать. Вместо того, чтобы оправдываться, Сандис Гиргенс аккуратно покритиковал самого Кариньша. Именно так стоит расценивать его слова о том, что режим чрезвычайной ситуации не ограничивает право человека посещать памятные места индивидуально, соблюдая требования дистанции.
«Распоряжение не делит людей на национальности, не делит их на тех, у кого есть право возлагать цветы, и тех, у кого нет, а также уважает личную мотивацию каждого человека при возложении цветов. Особенно в случаях, когда люди поминают погибших родственников», — заявил Гиргенс.
Хотя мог бы выразиться конкретнее: под предлогом коронавируса глава правительства захотел избирательно ограничить конституционные права граждан.
Дабы не прослыть «ватником», глава МВД уточняет, что он 4 мая возлагал цветы к памятнику Свободы, отмечая восстановление независимости Латвии. Тогда действия правоохранителей ни у кого не вызвали нареканий. Странным образом вопросы к полиции появились только в День Победы. Но что именно интересует Кариньша?
Разве МВД уклонилось от выполнения своих обязанностей? Нет, 9 мая правоохранители работали усиленном режиме, с привлечением кинологов и пеших патрулей.
Разве они не задерживали людей за несоблюдение карантинных норм? В парке Победы было зафиксировано 44 нарушения, из которых больше половины — это нарушения запрета на собрания и требований соблюдать безопасную дистанцию.
Хотя никаких серьезных эксцессов не произошло, что также свидетельствует об эффективности работы полиции. «Не были заметны и не были допущены ни массовая агрессия, ни употребление алкоголя, ни грубые нарушения общественного порядка и спокойствия», — отмечает Гиргенс.
По подсчетам МВД, общее количество посетителей парка Победы было в разы меньше, чем в предыдущие годы. Большинство из тех, кто 9 мая обычно приходит к памятнику воинам — освободителям Риги, на этот раз остались дома. Чем не победа Кариньша и прочих латышских политиков, которые борются с наследием «советской оккупации»?
Видимо, они ожидали, что полиция зафиксирует не десятки, а сотни правонарушений. Желательно в первой половине дня, чтобы к вечеру испуганные рижане вообще перестали приходить в парк Победы.
Тогда с точки зрения латышских националистов праздник бы удался! Но их планы испортил строптивый министр внутренних дел, который считает, что закон не делит людей по национальности.
Иного мнения придерживается министр обороны Латвии Артис Пабрикс. «К почитателям тоталитаризма вирус не пристает, а если все же пристает, быть может, пусть они не просят у страны оплачивать их лечение, а сами покрывают лечение тем, кого они окружали», — написал чиновник.
На сенсацию это заявление, конечно, не тянет. В Латвии до сих пор действует институт негражданства, который делит население прибалтийской республики на людей первого и второго сортов. «Второсортные» и так поражены в правах.
Может, и к вопросу предоставления медицинских услуг стоит подходить избирательно, определяя ценность жизни конкретного человека по его идеологическим воззрениям?
Гиргенс, кстати, неслучайно намекает на попытку Кариньша делить людей по национальности. Большинство из тех, кто возлагает цветы к памятнику воинам-освободителям Риги, — это русские и русскоговорящие жители Латвии. Говоря на языке латышского национализма, «оккупанты и их потомки».
Люди, к которым по определению нужно относиться так, чтобы в прибалтийской республике они чувствовали себя максимально дискомфортно. В этом году появилась отличная возможность задеть их за живое, которым правительство не воспользовалось.
В числе тех, кто недоволен действиями полиции, оказался лидер Нацобъединения Райвис Дзинтарс.
День Победы в Риге он охарактеризовал словом «вседозволенность» и заявил, что «даже спустя 30 лет после восстановления независимости многим не хватает смелости и самоуважения».
Вероятно, это тоже камень в огород Гиргенса. Главе МВД не хватило «смелости» использовать эпидемию коронавируса, чтобы поквитаться с потомками «советских оккупантов».
И «самоуважения» тоже не хватило.
Позволить русским в Латвии почтить память их погибших родственников — явный признак того, что человек себя «не уважает».
То ли дело владелец юрмальского ресторанчика Kūriņš! Ему хватает чувства собственного достоинства, чтобы не обслуживать клиентов с георгиевскими ленточками. Этот инцидент всколыхнул социальные сети, разделив людей на тех, кто осуждает владельца заведения, и тех, кто его поддерживает.
В числе последних оказался все тот же Дзинтарс. По возможности он призывает «патриотов» лично посетить заведение, а также оставить положительные отзывы на его страничках в Интернете.
В общем, хозяин все правильно сделал. «Почитателям тоталитаризма» с их символикой в «приличных» ресторанах делать нечего. Бесплатная медицина им тоже ни к чему — пусть платят (больше средств пойдет на лечение «правильных» жителей Латвии).
А в День Победы пусть сидят дома, опасаясь попасть под горячую руку правоохранителям.Вот она, заветная мечта Кариньша, Пабрикса, Дзинтарса и других строителей «латышской Латвии».