Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что власти США принуждают Литву закупать тесты на коронавирус и средства персональной защиты американского производства. Ранее литовские власти действительно заключили большой контракт с Thermo Fisher Scientific Baltics — местным подразделением компании, которая «прописана» в США. Официальный Вильнюс мог бы назвать это наглядным примером евроатлантического единства и продуктивного сотрудничества двух союзных государств, но ни МИД Литвы, ни Госдеп, ни сама Thermo Fisher Scientific Inc. почему-то заявление Захаровой не комментируют. Неужели есть что скрывать?
«Официальные лица США не стесняются оказывать давление на своих европейских партнеров, когда речь заходит о коммерческом интересе американских компаний, будь то торговля энергоносителями, технологиями, вооружениями, медицинскими препаратами. Вот сейчас объектом такого политического нажима стала и Литва; цель — побудить Вильнюс к закупкам тестов и средств защиты от коронавируса, производимых американской корпорацией Thermo Fisher Scientific, и это несмотря на невыполнение упомянутой компанией ранее заключенного с литовской стороной контракта в этом году», — заявила официальный представитель российского МИД.
Thermo Fisher Scientific — всемирно известный производитель научной и медицинской техники. В Литву эта компания зашла в 2010 году, поглотив уже работавшую здесь транснациональную корпорацию под названием Fermentas International.
С тех пор власти прибалтийской республики создают для нее тепличные условия. На открытие ее лаборатории в 2015 году приезжала лично Даля Грибаускайте. И восхищалась тем, что «создаваемые литовскими учеными продукты открывают новые возможности в борьбе с губительными для мира заболеваниями».
Неудивительно, что Thermo Fisher Scientific наряду с другими компаниями похожей специализации оказалась на острие борьбы с коронавирусом.
Но в разгар эпидемии по старой американской традиции она старается не забывать о бизнесе.
К примеру, в прошлом месяце стало известно, что Thermo Fisher Scientific Inc. покупает за 11,5 миллиарда долларов нидерландскую компанию Qiagen, выпускающую медицинские тесты (в том числе на коронавирус). С начала года эта сделка стала крупнейшим поглощением в медицинской отрасли.
Qiagen — один из мировых лидеров в области молекулярной диагностики. Пользуясь своими наработками, она разработала экспресс-тесты на обнаружение коронавируса и начала поставлять их в Китай в конце февраля. Уже через считаные дни американцы решили прибрать ее к рукам, а потом стало известно, что Qiagen получила от Управления перспективных биомедицинских исследований и разработок Министерства здравоохранения и социальных служб США (BARDA) почти 600 тысяч долларов для ускорения разработки своего набора тестов QIAstat-Dx.
Вашингтон преподносит эту акцию как часть глобальных усилий по борьбе с коронавирусом во всем мире.
Так действительно может показаться, если не знать, что спонсируемая американским Минздравом компания уже по факту является частью американской же мега-корпорации.
Впрочем, у Thermo Fisher Scientific и без голландских партнеров хватает компетенции в области производства тестов на коронавирус. Большие надежды на сотрудничество с ней возлагает лично Трамп, администрация которого разработала целый план партнерства с коммерческими лабораториями США. И так совпало, что у Thermo Fisher Scientific имеется филиал в Литве. К кому, как не к ней, обращаться местным властям?
Стоимость контракта на поставку тестов, подписанного 20 марта между правительством прибалтийской республики и американской корпорацией, составляет примерно 2 миллиона евро.
Эту небольшую сделку можно было громко пропиарить. Накануне в Литве ощущалась острая нехватка реагентов — устранить ее помогают американские друзья.
«Потребность в тестах в США — 10 миллионов в день. Пока этого никто не может сделать, но мы работаем со всем миром, и Литва находится очень высоко в списке приоритетов, кому Thermo Fisher Scientific будет поставлять тесты», — говорит руководитель литовского подразделения компании Альгимантас Маркаускас. То есть американцам самим не хватает, а они делятся со своими верными союзниками в Восточной Европе. Чем не пример евроатлантического единства?
Деятельность самой Thermo Fisher Scientific Baltics можно назвать ярким примером кооперации США и Литвы. Компанию контролируют американцы, но она дает работу местным жителям. В самой прибалтийской республике будут производить часть компонентов для тестов на коронавирус. Наличие филиала Thermo Fisher Scientific в Литве должно стать гарантией того, что проблем с диагностированием смертельно опасной болезни здесь не будет — спасибо Америке!
По крайней мере, так можно было обыграть эту историю. Но в правительстве предпочли сильно не подсвечивать факт сотрудничества с Thermo Fisher Scientific.
Дальше произошло нечто еще более странное. Захарова обвинила США в давлении на Литву с целью навязать продукцию своей компании, а в ответ — тишина.
Брифинг официального представителя МИД РФ состоялся в четверг, 9 апреля. К моменту написания этой статьи прошло уже больше трех суток. От Госдепа, как говорится, ни ответа, ни привета. Молчит руководство Thermo Fisher Scientific, хотя ему бы в первую очередь следовало опровергнуть слова Захаровой. Обвинения в нечестной конкуренции больно бьют по имиджу любой компании.
Но удивительнее всего тот факт, что молчит официальный Вильнюс. Почему-то не срабатывает условный рефлекс — разоблачать все «фейки» о ситуации в Прибалтике, которые распространяет Кремль. Тут сам Бог велел не только опровергнуть слова Захаровой, но и публично пристыдить ее. Как только язык поворачивается обвинять американцев, которые пришли на помощь союзникам!
Предположение о том, что во внешнеполитическом ведомстве Литвы не обратили внимания на заявление МИД РФ, можно отбросить сразу. Такие вещи Линкявичюс и компания отслеживают в приоритетном порядке. Особенно сейчас, когда они утверждают, что Кремль активизировал информационную войну против ЕС и НАТО.
Пассивность Литвы может иметь только одно логическое объяснение: в сделке с Thermo Fisher Scientific не все так гладко.
Известно, что филиал американской корпорации был не единственным претендентом на производство реагентов. Министр здравоохранения Аурелиюс Верига сообщал о переговорах с разными компаниями.
Почему жребий в итоге пал на Thermo Fisher Scientific? Действительно ли она предложила самые выгодные условия?
Или все решалось по звонку из «вашингтонского обкома»?Похоже, эти и другие вопросы Литва предпочитает оставить без ответа.