Президент Украины Владимир Зеленский отправил в отставку главу своего Офиса Андрея Богдана. Богдан является одной из ключевых креатур олигарха Игоря Коломойского внутри украинской власти. Его отставка — не первое свидетельство того, что влияние Коломойского на Украине все более сокращается. Аналитический портал RuBaltic.Ru оценил изменение баланса сил внутри украинской власти.
Игорь Коломойский вернулся на Украину после нескольких лет эмиграции, спровоцированной конфликтом с Петром Порошенко в последние дни президентства последнего. С тех пор Коломойский был одной из наиболее заметных фигур в медийном поле и регулярно раздавал «советы постороннего» относительно внешней политики, кадровых вопросов, системы государственных финансов и так далее.
Периодически Коломойский сигнализировал Москве о возможности компромиссов по целому ряду вопросов — от Донбасса до торгово-экономических взаимоотношений.
В первые месяцы Владимира Зеленского у власти аффилированные с Коломойским люди заняли посты в руководстве Офиса президента, областных государственных администраций, в правительстве.
Рост политического влияния Коломойского конвертировался в экономические успехи олигарха, укрепившего свои позиции на рынках топлива, энергетики и металлургии.
Но параллельно с увеличением присутствия Коломойского укреплялось влияние прозападного крыла киевской власти — условной «группы Сороса». Представители этой группы связаны с западными неправительственными организациями, они также заняли ключевые посты в правительстве Украины.
Между Коломойским и «группой Сороса» началось противостояние, центральными элементами которого являются взаимные информационные атаки и лоббизм законопроектов в парламенте.
Одна из информационных атак была направлена против премьер-министра Алексея Гончарука: в Сеть выложили записи, где глава правительства и руководство Нацбанка обсуждают, как донести президенту Украины информацию о деструктивных процессах в экономике. Однако поставленных целей, а именно отставки премьер-министра, которая потянула бы за собой разгон правительства, информатака не достигла.
Правоохранительные структуры начали следственные действия, выясняя, кто прослушивал премьер-министра и выкладывал записи в Сеть. Служба безопасности (СБУ), чей руководитель Иван Баканов является бывшим руководителем компании Зеленского «Студия Квартал 95», пришла с обысками на телеканал Коломойского «1+1», журналистов которого подозревали в том, что именно они причастны к появлению «пленок Гончарука».
Такие действия силовиков, очевидно, разбивают миф о всесильности Коломойского и его влиянии на внутриполитические процессы.
Но на этом неурядицы Игоря Валерьевича не закончились. Во-первых, Зеленский публично поддержал законопроект о невозврате национализированного в 2016 году «ПриватБанка» его бывшему владельцу Коломойскому. На принятии документа настаивает МВФ.
Во-вторых, аппаратный вес начал терять глава Офиса президента и один из адвокатов Коломойского Андрей Богдан, который с конца 2019 года перестал посещать публичные мероприятия с участием Зеленского.
11 февраля было объявлено об отставке Богдана.
Кроме того, Коломойскому начали ограничивать доступ к различным «кормушкам» на рынках топлива и электроэнергетики.
Получается, что президент Зеленский решил дистанцироваться от Коломойского, который долгое время был бизнес-партнером действующего президента и способствовал его приходу к власти.
Вместе с тем несколько ухудшилась ситуация и для «группы Сороса», поскольку «помилованный» премьер-министр Гончарук оказался «на крючке» и до конца своей каденции будет ощущать неустойчивость собственного положения. В скором времени ожидается реорганизация некоторых министерств, куда будут введены люди, ориентированные на украинские финансово-политические группы, а не на внешний управленческий контур, что снизит влияние «группы Сороса» на внутреннюю политику и экономические процессы.
Фактически Зеленский забирает власть у групп влияния и перераспределяет ее в кругу близких лиц, с которыми он вел проект «Студия Квартал 95». В эту группы входят глава СБУ Иван Баканов, новый глава Офиса президента Андрей Ермак, первый заместитель главы Офиса президента Сергей Трофимов, первый помощник президента Сергей Шефир.
В то же время кадровый ресурс у «квартальцев» небезграничен, потому в процессе концентрации власти (в частности, при замене ряда министров) Зеленский столкнется с необходимостью привлекать новых людей, которые уже по определению «чьи-то».
Другое дело, каким образом Зеленский сумеет распорядиться властью. Опыт предыдущих президентов говорит о том, что им концентрация власти нужна была только для обеспечения политического выживания и присвоения коррупционной ренты.
Сохранит Зеленский эти деструктивные практики или сумеет их пересмотреть — покажет ближайшее будущее.
Что же касается Коломойского, то списывать его со счетов явно рано. Коломойский сумел пережить и Виктора Януковича, и Петра Порошенко, с которыми у него были ожесточенные конфликты из-за собственности и сфер влияния.
Другое дело, что внешняя конъюнктура для Коломойского стремительно ухудшилась: в США против него заведены уголовные дела, мосты с Москвой сожжены, и даже Израиль, чьим гражданином в том числе является Коломойский, уже не может гарантировать его неприкосновенность.
Коломойский, вернувшись на Украину в мае 2019-го, пообещал, что ближайшие 5 лет не будет покидать ее пределы (в том числе потому, что существует риск его задержания где-либо за границей). В таких условиях для Коломойского существует риск утратить статус олигарха.