Глава представительства Евросоюза в Минске дала большое интервью белорусскому СМИ. Интервью поражает своим менторским тоном. Андреа Викторин призывает к реформам в избирательном законодательстве Беларуси, требует запрета смертной казни вопреки мнению общества, а также восхищается празднованием столетия Белорусской народной республики, которое устроила местная оппозиция. Интервью г-жи посла четко показывает, что в ЕС не считают Беларусь равной себе страной и не распространяют на нее нормы дипломатического этикета.
Интервью главы представительства ЕС в Минске белорусскому интернет-порталу TUT.BY делится на две приблизительно равные части. В первой части Андреа Викторин говорит о «критическом взаимодействии» Брюсселя и Минска, в котором есть определенный прогресс.
В Беларусь пришел Европейский инвестиционный банк, туда зачастили чиновники из Брюсселя. Для упрощения визового законодательства осталось сделать последний шаг и решить вопрос с требованием Польши увеличить количество консулов. Для выхода на переговоры о базовом соглашении о сотрудничестве с ЕС нужен мандат стран ЕС, а для этого Беларуси нужно подписать «Приоритеты партнерства» с ЕС.
Из этой части интервью видно, что европейская сторона намерена как можно дольше «мариновать» белорусов по значимым для них вопросам, добиваясь максимальных уступок от официального Минска.
Белорусские чиновники жалуются, что в Еврокомиссии месяцами не отвечают на запросы из Минска об экспорте продовольствия и о ветеринарных нормах ЕС. Ответ главы европейского представительства: мы тоже не получаем ответов на наши запросы, хотя хотели бы знать, что происходит в Беларуси, потому что нас очень беспокоит африканская свиная чума.
Либерализация визового режима зависит от решения вопроса по консулам, но пока этот вопрос решается, может появиться новый вопрос. Успеют ли стороны договориться, согласовать текст итогового соглашения о либерализации, завершить все процедуры, подписать и ввести его в действие до того, как шенгенские визы для белорусов подорожают до 80 евро? «Надеюсь, да».
Переговоры о базовом соглашении и партнерстве между Европейским союзом и Республикой Беларусь еще даже не начинались. Чтобы они начались, необходимо одобрение всех стран — членов ЕС, а для этого необходимо согласовать приоритеты партнерства.
Что это за приоритеты, не уточняется, но из ответов г-жи Викторин об этом догадаться нетрудно.
Во второй части интервью главный представитель Европейского союза ничтоже сумняшеся вмешивается во внутренние дела Беларуси, вынося свои рекомендации по избирательному законодательству, смертной казни и публичным акциям белорусских оппозиционеров.
«Например, меня очень впечатлило празднование столетия БНР. Я была вовлечена в это, как и некоторые страны — члены ЕС; мы пытались объяснить, что будем очень благодарны, если получится найти решение. И я думаю, в прошлом году оно было найдено. Празднование у Оперного театра было впечатляющим. Это было большое празднование. Я слышала цифры в 50 тысяч человек. Это был семейный праздник, что меня особенно тронуло. Шествие, которое было запланировано на площади Якуба Коласа, не было разрешено властями. Мы упоминали тот факт, что этих людей задержали, но, насколько я помню, их отпустили тем же вечером», — говорит Андреа Викторин.
Белорусская народная республика (БНР) — это несостоявшийся проект белорусского государства, наследником которого считают себя белорусские националисты. Существующее белорусское государство — Республика Беларусь — является правопреемником Белорусской ССР, родства с БНР не признает и столетний юбилей Белорусской народной республики не отмечало.
Праздничные мероприятия к столетию БНР в Минске были негосударственными: их проводила оппозиция, которую считает нужным поддержать посол Евросоюза, многократно завышая численность участников акции.
«Мы надеемся, что будут поправки в Избирательный кодекс до следующих выборов. И мы каждый раз говорим об этом», — говорит глава европейского представительства. Далее она заявляет, что будет смотреть за соблюдением белорусскими властями последних поправок в законодательство, которые гарантируют оппозиции свободу собраний, и сетует, что по свободе СМИ «нет заметного прогресса».
Подобные заявления — грубейшее нарушение базовой дипломатической нормы о том, что дипломатический работник не может вмешиваться во внутренние дела страны пребывания. Европейский союз из-за нарушения этой нормы сейчас сотрясают дипломатические скандалы.
К примеру, Германия и Польша возмущаются поведением послов США, которые не стесняются публично поддерживать оппозицию и навязывать правительствам свою политику. В каждом случае объектом возмущения становятся «трамписты/популисты» — Ричард Гренелл в Берлине и Джорджетт Мосбахер в Варшаве, которые вслед за своим шефом Дональдом Трампом не боятся устраивать скандалы в благородном семействе и разрушать чинный европейский порядок.
Европейский союз возмущается беспардонным вмешательством американцев в свои дела, но в отношениях с Беларусью ведет себя точно так же. Почему?
Из слов главы представительства ЕС в Минске следует очевидный ответ: потому что европейцы Беларусь равной себе не считают.
Наиболее показательна здесь дискуссия о смертной казни, отмены которой Евросоюз требует от Беларуси. Почему европейцы у США не требуют отменить смертную казнь? Требуют — лукавит Андреа Викторин (Что? Где? Когда такой вопрос в последний раз поднимался?).
Но в отношениях с американцами вопрос смертной казни на сотрудничество не влияет, а в отношениях с белорусами — влияет. Как же так? «Дело в том, что у нас немного другие отношения с США», — простодушно отвечает г-жа посол.
Иначе говоря, что положено Юпитеру, не положено быку. Американцы и белорусы — не ровня Евросоюзу, с той только разницей, что в иерархии однополярного мира американцы стоят выше европейцев, а белорусы — ниже. Поэтому у последних можно перелистывать Избирательный кодекс и рассказывать им о свободе собраний и правах человека.
Г-жа посол выдала образцовую речь «белого колониста» XXI века.
Беларусь для нее — объект цивилизационного воздействия. Сама она — миссионер, только вместо Христовой веры теперь несет «европейские ценности».
В роли стеклянных бус выступают финансовые механизмы программы «Восточного партнерства», которые будут увеличены для Беларуси, если будет «достигнут прогресс» в отношении оппозиции. Кредиты Европейского банка реконструкции и развития — это новейшая «огненная вода». Белорусы — дикари, которых всем этим хотят спаивать и заманивать.
Возможно, мотивы у посла ЕС в Беларуси добрые, благие и бескорыстные. Может быть, она искренне хочет привить белорусам европейские ценности.
Но в этой ее доброте нет ни намека на равноправие и уважение.
А как же насчет того, что был референдум, и большинство населения Беларуси высказалось за смертную казнь? «Пойти против мнения общества?», — спрашивают главу европейского представительства. «Да», — лаконично отвечает она.
Действительно, чего спрашивать мнение цивилизуемых дикарей? Взяли и отменили. Не чувствуется в этой аргументации ни грамма равноправия и уважения.