Управление по контролю за иностранными активами Министерства Финансов США 9 декабря ввело санкции против мэра Вентспилса Айвара Лемберга, а также против четырех связанных с ним крупнейших предприятий и бизнес-ассоциаций города, включая Вентспилсский порт. На следующий день правительство Латвии объявило о переходе под контроль государства портов Риги и Вентспилса. Американцы были умело использованы латвийскими правящими, чтобы «отжать» главные объекты транзитной отрасли Латвии у команд Айвара Лемберга и Нила Ушакова.
Попадание в американский «черный список» означает, что через 30 дней имущество попавших под санкции лиц и организаций, а также всех компаний, в которых им принадлежит более 50% акций, попадет под арест и может быть конфисковано.
Санкции, штрафы и конфискации со стороны США угрожают всем организациям и частным лицам, если они на свой страх и риск продолжат сотрудничать с предприятиями из опального списка.
В первую очередь на такие новости, закрывая счета, реагируют банки. Как можно существовать в современном мире вне зоны банковского обслуживания большим компаниям — вопрос риторический.
Айвар Лемберг — одна из самых ярких политических фигур в истории современной Латвии. В течение 31 года он руководит одним из самых благополучных, а может, и самым благополучным городом страны — Вентспилсом. Заняв в 1988 году должность председателя горисполкома, в 1994-м Лемберг благополучно мигрировал из нее в кресло мэра. Все, что сменилось, — вывеска.
Он является лидером региональной партии «Вентспилсу и Латвии», его тесно связывают с латвийским политическим объединением «Союз "зеленых" и крестьян», который многие годы входил в состав разнообразных правящих коалиций, пока не был выдавлен оттуда в XIII Сейм (не без участия посольства США).
Дело в том, что он единственный из местной элиты, кто позволял себе иногда резкие выпады в сторону Вашингтона и в сторону местных националистов. С последними он был аккуратен, меру знал, а вот с первыми, похоже, себя переоценил.
Охота на Лемберга в Латвии началась давно. С 2008-го тянется разбирательство в суде по обвинению в даче взятки, объем уголовного дела составил более 200 томов. Процесс не окончен. Хорошая иллюстрация «беспристрастности, скоротечности и транпарентности» судебных процессов в Европе.
10 декабря на своей пресс-конференции Айвар Лемберг сказал, что его включение в санкционный список США было проделано силами исключительно местных политиков. Опальный мэр назвал имена гражданина США и премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша, министра иностранных дел Эдгара Ринкевича, министра юстиции Яниса Борданса, а также одного из лидеров крайне националистической Новой консервативной партии, как раз и занявшей место СЗК в правящей коалиции, Юриса Юраша.
В этот же день латвийское правительство устами министра сообщений Талиса Линкайтса уведомило о подготовке соответствующих поправок к законам, согласно которым порт Риги, где у власти с 2009 года находилось русское «Согласие» Нила Ушакова, и свободный порт Вентспилса будут переданы под управление государства. Основанием для такого решения стало желание кабинета «уменьшить последствия» введенных санкций.
Латвия — уникальная страна, своего рода эталон и учебный полигон для элит национальных республик бывшего СССР, как эффективно для борьбы за передел собственности внутри страны использовать своего главного политического спонсора — США.
Причем использовать в темную. Вентспилсский и Рижский порты — главные системообразующие элементы всей транзитной системы Латвии. Все их ресурсы очень скоро будут работать исключительно в интересах правящих, цементируя несменяемый в течение почти 30 лет жесткий этнократический режим.
В чем-то республики Прибалтики сели в машину времени, потому что трудно найти более точный образ и аналогию их поведения во взаимоотношениях с США, чем политика русских князей, которые в XIII веке вели борьбу не на жизнь, а на смерть, сражаясь за ярлык Великого хана.
Если Россия давно выросла и осознала национальные интересы, интересы своих граждан, то в Латвии заложником борьбы элит стало население Вентспилса, четвертого по величине города страны.
34 тысячи человек, чьи жизнь и благополучие тесно связаны с работой такого градообразующего предприятия, как городской порт. После включения свободного порта Вентспилса в санкционный список гарантий бесперебойной работы предприятия нет ни у кого в мире.