Дональд Трамп признал Иегусалим столицей Израиля и решил перенести посольство США в Израиле в Иерусалим. Это не эмоциональное действие политика, а хорошо просчитанный шаг, который отразится как на внутриполитической ситуации в США, так и на политических «раскладах» на всём Ближнем Востоке.
Величайший город человечества, град трех религий, ненавидимое булгаковским Понтием Пилатом место — всё это об Иерусалиме. Для иудеев и христиан это святейшее место на земле, для мусульман — третий по святости город после Мекки и Медины. Для сотен тысяч паломников разных вероисповеданий на протяжении веков Иерусалим был местом, которое нужно увидеть и в котором нужно помолиться, после чего можно спокойно умереть.
Казалось бы, этот город должен быть символом мира и объединять людей. Но нет: ради обладания им тысячелетиями велись войны, плелись интриги, совершались как подвиги, так и аморальные поступки. И в XXI веке великий град снова оказался в центре мировой политики.
Дональд Трамп 6 ноября публично признал Иерусалим столицей Израиля и приказал Госдепу перенести туда посольство страны. С одной стороны, вроде бы президент США ничего сверхъестественного не сделал, он просто исполнил закон, который был принят обеими палатами американского парламента и подписан Биллом Клинтоном еще в 1995 году.
Однако более двадцати лет все хозяева Белого дома пользовались лазейкой в документе, которая позволяла представителям исполнительной власти откладывать перенос посольства в Иерусалим, если этого требовали национальные интересы.
Трамп выступил в роли человека, который потревожил на «теле» Ближнего Востока старую незаживающую рану, чем вызвал сильную боль.
Иерусалимский тупик
Как уже было сказано выше, борьба за святой город шла веками. Новый ее этап начался после Второй мировой войны, когда британцы собрались уходить из подмандатной Палестины.
29 ноября 1947 года ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государства и об интернационализации Иерусалима и его окрестностей. Согласно данному документу под создание Израиля отводилось 56% территории страны, арабской Палестины — 43% Святой земли.
Также предусматривалось создание интернациональной зоны под управлением ООН, в которую должен был войти Иерусалим с окрестностями. Данная зона должна была занять 1% подмандатной территории.
Однако этому плану не суждено было воплотиться в жизнь. В результате войны 1948 года, которая была начата арабскими странами с целью не допустить создания Израиля, Иерусалим оказался разделен на Восточный (арабский) и Западный (израильский). Восточный Иерусалим стал частью Иордании. Во время Шестидневной войны 1967 года израильтяне смогли занять восточную часть города. ООН не признаёт восточную часть Иерусалима территорией Израиля.
Позиция арабов следующая: Иерусалим должен быть разделен на Западный и Восточный (Эль-Кудс), при этом Восточный Иерусалим будет столицей арабского государства Палестина. На сегодняшний день палестинское руководство согласно на разделение Иерусалима по «границе июня 1967 года», то есть палестинцы претендуют на все районы, которые вошли в столицу Израиля после его победы в Шестидневной войне.
Однако для Израиля неприемлемо отдать Восточный Иерусалим, так как там находится главная святыня всех иудеев — Стена Плача. Кроме того, евреи составляют 70% населения города. Поэтому ни один даже самый миролюбивый израильский политик не пойдет на такое. Кроме того, Кнессет никогда не ратифицирует подобное соглашение.
В то же время палестинцы никогда не откажутся от идеи получить хотя бы часть Иерусалима.
Получается политический тупик. В силу того, что выхода из данной ситуации не видно, иерусалимский вопрос серьезные геополитические игроки старались не затрагивать. Именно поэтому все предшественники Трампа откладывали решение о переносе американского посольства в Иерусалим.
Большая игра Трампа
Нужно отметить, что и Клинтон, и Буш-младший, и Обама, будучи кандидатами в президенты, обещали признать Иерусалим столицей Израиля, но, когда становились «хозяевами» Белого дома, не делали этого. Почему тогда Трамп решился на такой шаг? В США популярна версия, что Трамп действовал под влиянием своего зятя Джареда Кушнера и дочки Иванки: оба исповедуют ортодоксальный иудаизм.
Но, несмотря на всю экспрессивность Трампа, такие решения «с кондачка» не принимаются, да и не в том положении 45‑й президент США, чтобы делать столь серьезные политические шаги, руководствуясь эмоциями.
Его рейтинг падает, американская элита президента не любит, в затылок Трампу дышит спецпрокурор Мюллер. Наиболее вероятным представляется, что решение о переносе посольства в Иерусалим было просчитанным шагом.
Во-первых, Трамп одним росчерком пера получил в союзники всю еврейскую диаспору США, представители которой имеют влияние в финансовом мире и в СМИ. Союзники «хозяину» Белого дома сейчас очень нужны.
Во-вторых, действия президента понравятся американским «ястребам», для которых решение о переносе посольства в Иерусалим — это прежде всего демонстрация американской силы по принципу древних римлян, которых не интересовало мнение варварских королевств. Кроме того, для «ястребов» это сатисфакция за нефтяной кризис 1973 года, который был порожден искусственно арабскими странами, желающими продемонстрировать США и остальному Западу свою мощь.
Да и вообще время для подобного решения выбрано очень удачно: на Ближнем Востоке кризис, несколько вооруженных конфликтов. Как продемонстрировало заседание Лиги арабских государств, в целом арабские страны ничего не могут сделать США, сейчас они могут лишь возмущаться. Предложение ливанской делегации о санкциях против Вашингтона большинством голосов было отвергнуто.
Есть прекрасный американский фильм «Хвост крутит собакой». В нём, чтобы отвлечь общественное внимание от сексуального скандала, в котором замешан президент, его окружение устраивает в информационном пространстве виртуальную войну с Албанией. Американский народ в это верит. Все забывают о проделках главы Белого дома.
Трамп сейчас очень заинтересован в том, чтобы переключить интерес общества с расследования по так называемому российскому следу, которое ведет спецпрокурор Мюллер и целью которого, скорее всего, является импичмент Трампа, на что-то другое. А что может быть лучше, чем очередной конфликт на Ближнем Востоке? Сирия, Ирак уже приелись. А вот новая палестино-израильская война — то, что надо.
Благодаря решению о переносе посольства в Иерусалим Трамп получил немало бонусов во внутренней политике.
Пылающий Восток
Но не получается ли, что Трамп своим решением организовал эскалацию конфликта на Ближнем Востоке с целью укрепить собственное положение в США? Тогда его можно сравнить с человеком, который подпаливает дом, чтобы подкурить сигарету? Не совсем так. Думается, внутриполитические расклады для президента США были первостепенны, однако данный шаг может дать США и некие геополитические преимущества. Какие?
Прежде всего, восстановлены доверительные отношения с Израилем — самым верным союзником США на Ближнем Востоке. При Обаме во взаимоотношениях двух государств был кризис. Так, в декабре 2016 года США не заблокировали антиизраильскую резолюцию в Совете Безопасности ООН, что делали ранее.
Правда, объективности ради стоит отметить, что, кроме морального удовлетворения, от решения Трампа Израиль не получил никаких бонусов. Даже неизвестно, будет ли американское посольство в Иерусалиме или нет: на том месте, где оно должно стоять, сейчас пустырь. Конфликт же с палестинцами обострился.
Также весьма вероятно, что с Израилем разорвут дипломатические отношения некоторые мусульманские страны. Но с психологической точки зрения израильтяне Трампу очень благодарны, так как ожидали этого решения с 1995 года.
Не нужно также забывать о принципе «разделяй и властвуй»: личностные отношения между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом очень плохие. В 2010 году государства уже почти разорвали между собой дипломатические связи, и только вмешательство Обамы позволило избежать полной деградации отношений.
После решения Трампа о переносе посольства турецкий лидер обвинил Израиль в терроре против палестинцев. Израильский премьер не остался в долгу и в ответ обвинил турецкого президента в убийстве курдов и поддержке террористов. Диалог «похолодел».
Конечно, реальной войны между Турцией и Израилем не будет, но Анкара может усилить поддержку палестинцев, и прежде всего организации ХАМАС, которая управляет сектором Газа. В свою очередь Израиль усилит поддержку турецких курдов. Также очень вероятно, что нынешние события вокруг святого града приведут к новому военному конфликту между Израилем и «Хезболлой» — шиитской организацией, которая базируется в Ливане и подконтрольна Ирану.
Главным выгодоприобретателем в этой ситуации будет Саудовская Аравия, которая заинтересована в ослаблении как Турции, так и Ирана. А учитывая значение саудитов в экономике США, поддержка Эр-Рияда Трампу будет совсем не лишней.